Мальчики начинают говорить позже девочек
Да, это чистая правда, подтвержденная врачами. В последние годы медики накопили достаточно статистики, чтобы авторитетно заявить: девочки чаще рождаются здоровыми, чем мальчики.
— У них лучше компенсируются родовые травмы, они проще восстанавливаются после осложнений при беременности или родах, — говорит Татьяна Комарова, логопед-психолог онлайн-школы «Все могу». — Мальчики же страдают сильнее, в том числе гораздо ярче у них проявляются и задержки речи.
Наш эксперт приводит пример из своей практики: среди двадцати детей, которые сейчас ходят к ней на занятия, девочек только пять.
Да, это чистая правда, подтвержденная врачами. В последние годы медики накопили достаточно статистики, чтобы авторитетно заявить: девочки чаще рождаются здоровыми, чем мальчики.
— У них лучше компенсируются родовые травмы, они проще восстанавливаются после осложнений при беременности или родах, — говорит Татьяна Комарова, логопед-психолог онлайн-школы «Все могу». — Мальчики же страдают сильнее, в том числе гораздо ярче у них проявляются и задержки речи.
Наш эксперт приводит пример из своей практики: среди двадцати детей, которые сейчас ходят к ней на занятия, девочек только пять.
Дети всегда начинают говорить позже, чем их родители
Это двойственный миф. С одной стороны, действительно, сейчас много плохо говорящих, молчащих детей. Но и лет тридцать-сорок назад их было достаточно. Только об этом не говорили так масштабно и открыто. Поэтому сейчас утверждать, что тогда ситуация была лучше, чем сейчас, не очень справедливо.
С другой стороны, звучит жестко, но факт: чем активнее у нас развивается медицина, тем больше затем мы имеем речевых проблем у детей.
— Тяжелые роды все чаще заканчиваются благополучно, врачи умудряются сохранять даже самые сложные беременности и выхаживать даже самых недоношенных детей, — объясняет наш эксперт. — Малыши в таких случаях очень слабенькие. Им требуется больше времени, чтобы реабилитировать возможности организма — научиться ходить, бегать и, в том числе, говорить. Конечно, у таких малышей речь будет задерживаться.
Гаджеты — основная причина задержки в развитии речи
Такая тенденция есть. Но тут, пожалуй, как повезет. Если ребенок здоров, или как говорят врачи, нормотипичен по всем показателям — физическим, умственным, речевым; если он развивается, как по учебнику, то сами по себе гаджеты, скорей всего, речевую задержку не спровоцируют. Если кроха изначально достаточно слаб — они однозначно будут вредить. Но как таковые смартфоны и планшеты все же вторичны.
Логопед описывает типичную картинку: маме надо убрать в квартире или приготовить обед — она дает ребенку планшет, чтобы он не хулиганил и не мешал ей. Маме надо быстро покормить малыша — она включает ему мультики.
С детьми сегодня больше говорят анимационные персонажи, нежели живые люди. А ведь коммуникация — это основополагающий фактор в развитии детской речи. Получается, что виновата не столько электроника, сколько наше желание с ее помощью облегчить себе жизнь.
— Но для детей с неустойчивой нервной системой телевизор и гаджеты действительно первые враги, — подчеркивает Татьяна. — Они могут спровоцировать логоневроз, запинки, заикание. Я в таком случае предлагаю отказываться от мультиков, чтобы хотя бы смягчить негативное воздействие. К сожалению, в этом моменте часто бывает трудно найти общий язык с родителями, чаще с папами.
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому не стоит обращаться внимание на нормы
Это очень популярный и опасный миф. Мол, у меня старшая до четырех лет молчала, и этот тоже поздно заговорит. Логопед настаивает: на нормы речевого развития обязательно надо обращать внимание.
— В каком возрасте сколько слов, когда должны появиться прилагательные, когда и какие глаголы, когда существительные, и так далее, — перечисляет Татьяна Комарова. — Все эти таблицы легко можно найти в Интернете. Допустимо отставание максимум в полгода! Дольше — уже не норма.
Я не советую ждать до трех лет, даже если невропатолог не видит задержки речевого развития. Иначе к школьному возрасту это может вылиться в пограничное состояние умственной отсталости и задержки психического развития. И эти симптомы сами никуда не денутся.
Не страшно, что ребенок долго молчит, потом начнет разговаривать сразу фразами
Иногда так действительно бывает. Одна из причин тому, как в старом анекдоте: «А до сих пор все в порядке было».
— У него есть гаджеты, он смотрит мультики, слушает их, — рассказывает наш эксперт. — Мама покормит, переоденет, посадит на горшок. Даст то, на что он покажет пальцем. Ему просто не нужно общаться. В таком случае он накапливает лексический запас и, когда будет дан какой-то толчок, может заговорить уже полноценными фразами.
Другая причина — ребенок (повторимся, мы говорим о «нормотипичных» детях) мало общался с родителями. Точнее, они с ним. У него не сформировался пассивный лексический запас, когда он видит предмет и понимает, как он называется. И пока нужное количество слов не накопится, речь не появится.
Кстати, в обоих случаях толчком может послужить «выход» ребенка в общество: в детский сад, на новую площадку, где будет много детей, с которыми он захочет общаться. И тогда ему просто необходимо будет заговорить.
Но пассивно ждать несколько лет такого чуда нельзя! До пяти лет речь должна появиться в полном объеме. Если к этому возрасту речь еще не развита, то, скорей всего, у ребенка есть отставание и в других психических сферах.
Исправлять произношение звуков до 5 лет нет смысла
Действительно, есть определенный алгоритм развития звуковых способностей ребенка, который связан с возрастом. Максимум до четырех лет должны появиться все простые звуки. Дальше, по степени трудности, вплоть до семи лет формируются свистящие (4 — 4,5 года), шипящие (после 4,5 лет) и самые сложные звуки — соноры (это «л» и «р» — они в норме появляются после 5,5 года).
— Все понимают: если долго нет звука «р» — это задача для логопеда, — говорит Татьяна. — Но не все знают, что могут быть нарушены и простые по произнесению звуки, те, которые должны самостоятельно появляться, начиная с 8 месяцев, в период активного становления детского лепета. И они все должны звучать уже как у нас с вами.
До трех лет у малыша «мышка» еще может превратиться в «мишку», а «баба» в «папу». Это такое замещение звуков, допустимое в этом возрасте. С трех до пяти с этим уже можно начинать работать. И при этом понимать: раз уж даже легкие звуки не появились сами, то и в дальнейшем, скорее всего, нужна будет помощь логопеда.
Чем дольше ребенок сосет соску, тем больше у него будет проблем с речью
Скорей всего. С одной стороны, соска — это почти как гаджет, это барьер между ребенком и родителями. Сосательный рефлекс вернул малыша в эмбриональное состояние, он спокоен, можно ничего не спрашивать, ничего ему не говорить. Какое уж тут речевое развитие. Тем более, что и рот все время заткнут.
Другой аспект — физиологический. Когда малыш сосет мамину грудь или бутылочку, он не пользуется языком, чтобы глотать молоко, это инфантильный тип глотания.
Нормальный тип глотания сформируется на этапе прикорма. Так малыш научится пользоваться языком — и этот новый навык станет одним из начальных этапов формирования речи. Соска после года может серьезно помешать процессу.
— Таких детей, кстати, легко распознать, — объясняет Татьяна. — Они часто с приоткрытым ртом, два зубика вперед, как у зайки. Челюсть не развивается, потому что молочными зубами не жевали в нужном количестве. И коренные в итоге не вмещаются. Часто эти дети потом становятся пациентами ортодонтов.
Корявый почерк — не повод идти к логопеду, если с речью все нормально
Если просто сам почерк не очень, то это не так страшно. Но, если ребенок даже к концу второго класса при письме пропускает буквы, заменяет их, сливает два слова в одно и так далее, лучше сходить хотя бы на одну консультацию и понять, не дисграфия ли это.
В логопедический сад надо стремиться попасть, даже если нет серьезных проблем с речью
Этот утверждение выросло из уверенности: в таких садах образование лучше. Да, как правило, если это хороший садик, его выпускники умеют читать, считать, писать, определять глухие и звонкие согласные. Там систематические занятия, там логопеды, психологи, дефектологи. Но родители, которые пытаются «пристроить» туда своих здоровых чад, забывают, насколько легко дети впитывают все, что видят вокруг — и хорошее, и не очень.
— Привели вы в такой сад своего ребенка с минимальными нарушениями звукопроизношения, — говорит Татьяна Комарова. — А там другие дети: с тяжелыми речевыми проблемами. И, как правило, с разными неврологическими проявлениями. Скорей всего ваш ребенок начнет копировать их. Сможете ли вы с этим справиться?
Если есть дефекты речи, нельзя заниматься иностранными языками
Да, так и есть. Ох уж эта мода: иностранные от 0 до 3 лет. Таких курсов нынче — пруд пруди. Бизнесмены зарабатывают на родительской гордости: мой-то еще не ходит, но уже учит английский. Но есть неприятные последствия такого раннего развития.
Корявый почерк — не повод идти к логопеду, если с речью все нормально
Если просто сам почерк не очень, то это не так страшно. Но, если ребенок даже к концу второго класса при письме пропускает буквы, заменяет их, сливает два слова в одно и так далее, лучше сходить хотя бы на одну консультацию и понять, не дисграфия ли это.
В логопедический сад надо стремиться попасть, даже если нет серьезных проблем с речью
Этот утверждение выросло из уверенности: в таких садах образование лучше. Да, как правило, если это хороший садик, его выпускники умеют читать, считать, писать, определять глухие и звонкие согласные. Там систематические занятия, там логопеды, психологи, дефектологи. Но родители, которые пытаются «пристроить» туда своих здоровых чад, забывают, насколько легко дети впитывают все, что видят вокруг — и хорошее, и не очень.
— Привели вы в такой сад своего ребенка с минимальными нарушениями звукопроизношения, — говорит Татьяна Комарова. — А там другие дети: с тяжелыми речевыми проблемами. И, как правило, с разными неврологическими проявлениями. Скорей всего ваш ребенок начнет копировать их. Сможете ли вы с этим справиться?
Если есть дефекты речи, нельзя заниматься иностранными языками
Да, так и есть. Ох уж эта мода: иностранные от 0 до 3 лет. Таких курсов нынче — пруд пруди. Бизнесмены зарабатывают на родительской гордости: мой-то еще не ходит, но уже учит английский. Но есть неприятные последствия такого раннего развития.
Дело снова в пассивном словаре. Если ребенок учит два языка, значит должно накопиться два запаса слов. Это занимает больше времени, а значит, речь появится еще позже. Да, есть билингвы, но их особенность в том, что они активно общаются на обоих языках. Во всех остальных случаях иностранный в этом возрасте — как мультик, больше для развлечения.
Но и для уже активно болтающих детей постарше иностранный язык может быть вреден. Классический пример: английский язык и межзубная дизартрия.
— От нее и без английского сложно избавиться, — говорит Татьяна. — Иногда это занимает несколько лет работы. Ну давайте еще сюда добавим такой язык, где есть межзубные звуки. И тогда вообще никогда не исправим произношение. Я прошу всегда родителей: повремените, дайте логопеду сначала сделать свою работу.
Логопедические проблемы передаются по наследству
«Ой, да у нас все мужчины в семье картавили», — машет рукой троюродная тетушка.
Генетические вариации, конечно, материя тонкая и еще не до конца изученная. Но неужели даже произнесение звуков ей подвластно?
— Если ребенок картавит, шепелявит или еще как-то искажает звуки, то есть, конечно, процент вероятности, что это передалось ему по наследству, — говорит логопед. — Но чаще это связано с тем, что он просто не слышит другого произношения, другого примера. И поэтому начинает говорить именно так, как слышит родителей.
Что может передаваться на генном уровне, так это задержка речи. Нередко мамы и папы сами это замечают. Но логопеды стараются не ставить этот фактор на первое место, потому что разные поколения росли в разных условиях. Сравнивать малыша в четыре года и его папу в этом же возрасте — неправильно.
— При этом уже подтверждено статистикой, что по наследству часто передаются нарушения письменной речи, то есть дисграфия, — говорит Татьяна Комарова. — И если мы знаем, что у мамы или папы были в школе такие проблемы, то нужно как можно раньше начинать занятия с ребенком.
Читайте также: «Как ускорить развитие речи у ребенка: 7 простых советов от доктора Комаровского»