Он был уверен, что даже из малолетнего преступника можно сделать хорошего человека. А если в семье есть трудности с ребенком, значит, дело в родителях. И советовал искать причину в семье.
Антон Семенович Макаренко хорошо знал, о чем говорил. Он с 17 лет работал с детьми, причем большую часть жизни с самыми сложными. Ему поручили создать «колонию для дефективных», куда свозили бродяг и малолетних преступников. Потом он организовал трудовые коммуны, которые не только справлялись с задачей приюта для детей, но и перевоспитывали трудных подростков.
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
Эту фразу часто повторял талантливый педагог и писатель. Опытом он делился и с коллегами, и родителями, и с читателями. Его главные книги по воспитанию — «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».
В 1988 году ЮНЕСКО признала Антона Макаренко одним из четырех великих педагогов XX века. Среди его коллег-новаторов — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Мария Монтессори.
Антон Макаренко подробно объяснял родителям, как нужно растить ребенка и формировать его личность. Вот только несколько его правил.
1. Ребенок должен трудиться
«Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему», — говорил Макаренко.
В его коммуне воспитанники — помимо уроков — каждый день по 4 часа работали на заводе, потом делали генеральную уборку всего здания. И успевали заниматься спортом, посещать кружки и проводить собрания коллектива.
2. Воспитывать нужно через коллектив
«Иначе как ребенок научится жить в социуме?» — спрашивал Макаренко. В коллективе обязательно должны быть командный дух, общие цель, обязанности, дисциплина. По такому принципу были организованы школа, класс, отряд, действовали Пионерская и Комсомольская организации. В коллективе проводился метод самоуправления, и каждый ребенок получал опыт руководства и умение брать ответственность на себя.
Семья — это тоже коллектив. Педагог симпатизировал многодетным семьям, и видел проблему в «системе единственного ребенка, наилучшей среды для развития эгоизма».
3. Родители — пример во всем
«Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение», — часто повторял Антон Макаренко.
Родителям нетрудно заставить ребенка подчиняться своей воле, труднее заслужить уважение.
«В правильном семейном коллективе всегда есть полный порядок и необходимое подчинение и послушание. Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение».
4. Школа должна воспитывать
Макаренко считал, что учитель должен уметь справляться с проблемой недостатка воспитания у ребенка. Он говорил: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Школа должна руководить семьей».
5. Любовь не должна быть слепа
Кстати, Макаренко разделял воспитание и образование. Если к вопросам дисциплины он был строг, то на успеваемость реагировал спокойно: не нужно требовать отличных успехов от тех, кому учеба дается трудно.
«Здравый смысл — это такая обыкновенная штука, которая есть у каждого человека, а у родителей начинает почему-то исчезать», — говорил Макаренко. Он удивлялся тому, как у успешных руководителей, людей с высшим образованием получается со всеми поддерживать нормальные отношения, кроме собственного сына, почему они не могут разобраться в простых вещах. «Оказывается, единственная причина — любовь к собственному ребенку».
6. Детей нужно хвалить, но не подкупать
Антон Семенович был против поощрения детей шоколадкой или деньгами за хорошие поступки: «В семье одно премирование должно быть, сказать „Ты поступил правильно“… Как это просто — подкупить ребенка: сделаешь это — получишь премию. Это небольшая опасность, но это приучает к бухгалтерии, расчету. До одиннадцати лет эти „бухгалтеры“ себя не проявляют, а когда им будет 18-20 лет, вы увидите неприятные последствия», — предостерегал Макаренко и советовал родителям пореже хвалить детей, чтобы слова с похвалой действовала сильнее.
7. Счастливые дети — у счастливых родителей
Счастье, по мнению Макаренко, не в материальном достатке и богатстве, а в духовном единении, силы в душе, в честности, «уверенности, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна».
8. Матери нельзя жертвовать собой ради ребенка
Многие мамы живут по принципу «Все лучшее — детям». Так из них самих получаются яжматери, а из детей — инфантильные эгоисты.
«Если у вас есть лишние деньги и вы думаете, кому купить платье — матери или дочери, так я говорю — только матери. Нужно воспитывать в детях заботу о родителях, воспитывать простое и естественное желание отказаться от собственного удовольствия, пока не будет удовлетворен отец или мать», — считал Макаренко.
9. Деньги для удобства, а не поклонения им
Макаренко относился к любому проявлению потребительства и корыстолюбия негативно: «Деньги! Изо всех изобретений человечества это изобретение ближе всех стояло к дьяволу. Ни в чем другом не было такого простора для приложения подлости и обмана…»
И учил воспитанников обращаться с деньгами так, чтобы они приносили удобство, но не требовали «никаких моральных напряжений».
10. Любовь к порядку и чистоте
В семье, где поддерживается любовь к порядку и чистоте, не могут расти плохие дети, был уверен Макаренко. «Как же вы можете воспитывать ребенка, если вы не способны организовать десяток неодушевленных предметов в вашей квартире?»