Дипломов и сертификатов в коллекции 11-летней Алисы Тепляковой становится все больше. Ее отец, Евгений Тепляков, в одном из видео на своем канале «Учимся с Алисой» рассказал, что девочка получила диплом дефектолога.
В подтверждении своих слов мужчина продемонстрировал сертификат, в котором сказано, что Алиса прошла обучение по программе «Специальное (дефектологическое) образование по направлению специальное дефектологическое образование по направлению „Работа с обучающимися с нарушениями зрения“. Тифлопедагогика и тифлопсихология».
О том, в каком учебном заведении Алиса получила документ об образовании, неизвестно — Евгений Тепляков предпочитает не распространяться о том, где учится его дочь. Однако, подобные курсы есть во множестве учреждений, специализирующихся на получении дополнительного образования и профессиональной переподготовки. Предполагается, правда, что пройти подобный курс можно только уже получив первое высшее образование, которого, как известно, у Алисы пока нет. Решили спросить у экспертов, что они думают по этому поводу.
Закон об образовании РФ глава 5 статья 46 пункт 3.1 гласит, что заниматься педагогической деятельностью могут «Совершеннолетние лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей „Образование и педагогические науки“, и успешно прошедшие промежуточные аттестации, в последний год обучения допускаются к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования».
Поскольку Алиса является несовершеннолетней, она не может занимать педагогические должности и работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. А в нашей дефектологической практике помощь должна оказываться ребёнку как можно в более раннем возрасте, пока мозг ребёнка более пластичен. Во-первых, занятия с детьми после 12 лет приносят незначительную пользу, нежели с детьми раннего возраста. Во-вторых, в нашей, российской, педагогической системе выделяют следующие принципы обучения и воспитания обучающихся:
принцип гуманистической направленности педагогического процесса;
принцип демократизации образования;
принцип наглядности;
принцип сознательности и активности обучающихся;
принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью;
принцип научности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип воспитания и развития.
Так вот следовать принципу связи теории с практикой обучения и воспитания с жизнью, а так же принципу воспитания и развития ребёнок не способен, так как его жизненный опыт ограничен возрастом.
Для того, чтобы работать педагогом-дефектологом нужно высшее образование, это как минимум 5 лет обучения в ВУЗе. Краткосрочное образование не даёт права преподавать, это курсы повышения квалификации или переквалификации. У ребёнка нет еще высшего образования, соответственно нечего повышать или переквалифицировать. Если девочка отучилась для себя, чтобы исправить какие-то свои проблемы в речи, то умничка. Но опять же: не зная анатомии, физиологии, нейропсихологии нарушения она может навредить даже себе, и другим соответственно тоже. Дефектология находится на стыке трех наук: педагогика, медицина, психология. За короткий срок эти науки изучить невозможно, для того чтобы быть преподавателем дефектологом, и не нанести при этом вред своим ученикам.
Дефектология — это коррекционная работа с детьми, порой с очень тяжелыми диагнозами. Если просто играть с такими детишками восстановить функцию речи не получится, а вот потеря времени пойдёт не на пользу. И к задержке речи может подключиться задержка психики, которая, как следствие, может привести к умственной отсталости, если родители ребенка не обратятся вовремя к грамотным специалистам. В случае с Алисой необходимо увидеть ее диплом об образовании и пообщаться с самим ребенком, чтобы делать какие-либо выводы.