13-летний Лукас Джемельянов из Бельгии официально считается первым пациентом, победившим агрессивный рак мозга — диффузная внутренняя глиома понта (ДИПГ). Обычно люди с таким диагнозом в 98% случаев погибают в течение пяти лет с момента появления опухоли. По данным Института рака Дана-Фарбер, примерно у 300 детей в год диагностируется ДИПГ. После постановки диагноза средняя выживаемость составляет девять месяцев. Но у Лукаса ремиссия длится семь лет, поэтому считается, что он победил рак. Обычно для того, чтобы считать ремиссию успешной, достаточно пяти лет.
Лечащий врач Лукаса, Жак Грилл, отмечает, что мальчик «превзошел все шансы», и его случай «дает реальную надежду» другим пациентам с таким диагнозом. Но чем же лечили ребенка?
ДИПГ чаще всего обнаруживается у детей в возрасте от пяти до девяти лет. Она локализуется у основания мозга и в верхней части позвоночника. Эта опухоль давит на мост в мозгу — область, которая отвечает за функции дыхания, регулировку кровяного давления и сон. Со временем у пациентов с ДИПГ начинаются проблемы с дыханием, глотанием, координацией и зрением.
Одни из первых симптомов этой агрессивной опухоли: проблемы с движением глаз, лицевая слабость, трудности при ходьбе, странные движения конечностей и проблемы с равновесием.
Лукасу поставили диагноз в шесть лет после того, как он заболел на летних каникулах. у мальчика начались проблемы с координацией, мочеиспусканием, также у него часто были кровотечения из носа.
Родители показали сына врачам. После того, как у него обнаружили опухоль, Лукаса отправили во Францию, чтобы он стал одним из первых участников исследования BIOMEDE, в ходе которого тестировались новые препараты для лечения ДИПГ. Мальчик стал одним из тех пациентов, которому случайным образом назначили химиотерапию с препаратом эверолимус. Обычно его выписывают тем, у кого есть рак почек, поджелудочной железы, молочной железы и мозга, но при ДИПГ его никогда не использовали.
Лекарство блокирует mTOR, белок, который помогает раковым клеткам делиться, расти и производить новые кровеносные сосуды, которые их питают. Удивительно, но Лукас оказался единственным пациентом, у которого опухоль не просто уменьшилась, а пропала полностью. Врачи полагают, что у мальчика был особый вид мутации в опухоли, благодаря которой она хорошо отреагировала на лечение.
«Считается, что у Лукаса была особая форма заболевания. Мы должны понять, в чем отличие, чтобы преуспеть в лечение у других пациентов с тем же результатом, как и у Лукаса», — объясняет доктор Грилл.
Врач отмечает, что от первого вылеченного пациента до закрепления методики лечения обычно проходит не меньше 10-15 лет, поэтому другие пациенты с таким диагнозом могут быть уверены в успехе совсем нескоро.