В жизни первоклашки очень много перемен. Раньше был сад. В принципе со свободным посещением и без будильника. Теперь нужно вставать в 7 железно. Появилась серьезная нагрузка на интеллект. И правила в школе свои. К ним тоже привыкнуть надо. Вокруг — новые лица, почти все незнакомые. С учителем тоже надо подружиться. Ко всему прочему он еще и новый социально значимый человек в жизни ребенка. И с ним нужно взаимодействовать иначе — строить деловые отношения. Столько впечатлений и задач, что растеряться на месте первоклашки мог бы любой взрослый.
Однако, если ребенок здоров, может обслужить себя сам; если до школы он много общался со сверстниками, играл в игры с правилами, рисовал, лепил, конструировал, занимался спортом, выполнял поручения взрослых и важные дела по дому, адаптация проходит легко и заканчивается в конце второй-третьей недели сентября. Но такая идиллия — случай редкий.
Обычные дела
Как правило, родители наблюдают перемены в поведении первоклашки уже в первые дни. Ребенок может сильно уставать. Если раньше он спокойно ложился в одиннадцать, то сейчас отключается в восемь. С одной стороны, радоваться бы, да не получается: видно, что ему правда тяжело. Некоторые дети становятся не вялыми, а наоборот, сильно возбудимыми и капризными. Кто-то чаще, чем обычно, начинает обращаться за помощью в привычных делах: просит застегнуть рубашку или покормить его из ложечки. Но это естественно. В школе ребенок все делает сам, а дом — то место, где хочется расслабиться и отдохнуть.
Некоторых родителей удивляет в ребенке внезапная тяга к одиночеству. Например, если раньше он с удовольствием ездил в гости или на занятия в секцию, то теперь отказывается. Или до школы любил поболтать с вами обо всем на свете, а сейчас идет в свою комнату и играет там один. Тихо и мирно. Даже если вы в шоке, это тоже норма. Общения в классе очень много, а психике необходимо восстанавливаться. В первой четверти нередко снижается и познавательный интерес вне школы. Например, если раньше ребенок был неуемным почемучкой и глотал одну энциклопедию за другой, то теперь предпочитает играть в примитивные игры и читать легкие книжки. Все это важно сначала принять, потом допустить.
Яркий отпечаток
С кризисом семи лет тоже приходится считаться, он обычно усугубляет проблемы в школе. Это явление обусловлено прежде всего сменой социального статуса ребенка: теперь он — ученик. Вы можете услышать от него фразы, переполненные чувством собственного достоинства и гордости за самого себя: «Я уже взрослый», «А нам сказали делать так», «Теперь я все решаю сам». Когда вы попытаетесь настоять на своем, он наверняка начнет упрямо спорить.
Другой яркий симптом этого периода — неустойчивая самооценка. Ребенок может всерьез расстраиваться, если понимает, что он не на высоте. А в школе поводов так думать хоть отбавляй. В систему жесткого оценивания дети окунаются с первого класса. Пусть отметок учитель пока не ставит, ребенок все равно начинает сравнивать свои работы с трудами одноклассников. Что у него получается лучше, а что хуже, видно прекрасно.
Плохая успеваемость в первые месяцы не повод тут же нанимать репетиторов. Дети только в начале пути, трудности на этом этапе естественны.
Когда кризис семи лет завершится, ребенок должен сделать по крайней мере два правильных вывода. Во-первых, отныне он должен учитывать мнение окружающих и в определенных обстоятельствах сдерживать свои желания. Во-вторых, заняв свое место в мире взрослых, кроме определенных прав он обрел и соответствующие обязанности. Семилеткам такие правила игры сразу принять сложно, поэтому потребуется ваш выход.
Первая помощь
1. Вспомните традицию детского сада. Если ребенку нужен дневной сон, постарайтесь выкроить в расписании хотя бы небольшое окошко. Вреда от сиесты точно не будет. А вот ругать и тем более стыдить за «слабость» не стоит. Важна ваша поддержка: «Я вижу, ты устал. Отдохни». Не получается заснуть — предлагайте ребенку занятия, которые его успокаивают. Это тоже отдых.
2. На капризы не реагируйте. Лучше поддержите: «Я знаю, сейчас тебе непросто. Ты устал, а когда мы сильно устаем, то становимся раздражительными. Со мной такое тоже случается. Отдохни немного — станет легче».
3. Не игнорируйте просьбы ребенка. Если он обращается к вам за помощью, важно отнестись к его просьбе внимательно. Помогите, если можете, но не делайте все за него. «Давай я налью тебе суп, нарежу хлеб и посижу рядом, а ты поешь сама». Или: «Я помогу тебе застегнуть первую пуговицу, а дальше ты сам».
1. Вспомните традицию детского сада. Если ребенку нужен дневной сон, постарайтесь выкроить в расписании хотя бы небольшое окошко. Вреда от сиесты точно не будет. А вот ругать и тем более стыдить за «слабость» не стоит. Важна ваша поддержка: «Я вижу, ты устал. Отдохни». Не получается заснуть — предлагайте ребенку занятия, которые его успокаивают. Это тоже отдых.
2. На капризы не реагируйте. Лучше поддержите: «Я знаю, сейчас тебе непросто. Ты устал, а когда мы сильно устаем, то становимся раздражительными. Со мной такое тоже случается. Отдохни немного — станет легче».
3. Не игнорируйте просьбы ребенка. Если он обращается к вам за помощью, важно отнестись к его просьбе внимательно. Помогите, если можете, но не делайте все за него. «Давай я налью тебе суп, нарежу хлеб и посижу рядом, а ты поешь сама». Или: «Я помогу тебе застегнуть первую пуговицу, а дальше ты сам».
Прежде чем создавать свое мнение об учителе, посмотрите, как ребенок себя чувствует в классе. То, что совсем не нравится вам, может очень даже радовать его.
4. Соблюдайте режим дня. Чтобы выдерживать такие нагрузки, принципиально важен здоровый крепкий сон продолжительностью не меньше 10 часов.
5. Дозируйте нагрузки во второй половине дня. Только в это время у ребенка есть возможность восстановить силы. Если он не восполнит ресурсы сегодня, завтра ему будет очень сложно справляться со школьной рутиной. Даже если все вокруг твердят, что ребенок должен быть занят полезным делом круглосуточно, разумнее оставить одну самую любимую секцию. Нагружать его после уроков допзанятиями и кружками негуманно.
6. У ребенка обязательно должно быть свободное время. Тогда он решает сам, чем ему заняться. Если такой возможности не будет, вкус к жизни быстро пропадет. А с ним и интерес к учебе. Дети ведь ходят в школу прежде всего ради нас. Они хотят угодить маме с папой, которых сильно любят.
7. Выходные старайтесь планировать с умом. Сейчас лучше избегать большого скопления народа и шумных компаний. Эмоций ребенку и без того хватает. Лучше отдыхать активно и на свежем воздухе. Оптимальный формат — занятия любым спортом в лесу или в парке.
8. Вечером обсуждайте с ребенком, как прошел его день. Спросите, что ему запомнилось, что показалось интересным. Старайтесь не перебивать и избегайте оценок. То, что кажется вам простым, он может считать сложным. И не устраивайте допрос с пристрастием. Если ребенок молчит или отвечает односложно, расскажите про себя. Так он быстрее настроится на разговор и откровенность.
9. Научите его организовывать рабочее пространство. Вместе с новым статусом уже большого у первоклашки появляется право обладать взрослыми вещами. Вы же наверняка купили ему письменный стол и органайзер, не говоря уже про мобильный телефон или планшет. Сейчас задача — помочь ему научиться всем этим верно распоряжаться. Прежде всего определите, сколько времени в день он может тратить на гаджеты, и научите его поддерживать порядок на столе и в шкафу.
10. Учитывайте мнение ребенка. Детям кажется, что если они взрослые, то могут сами принимать решения, которые касаются их персоны. И они правы. Первоклашка теряет детскую непосредственность, зато учится деловому взаимодействию как со взрослыми, так и с одноклассниками. И ждет такого же отношения к себе. Режим дня, планы на выходные, походы в музей или в гости теперь придется с ним обсуждать и согласовывать.
11. Чтобы поддержать его самооценку, хвалите ребенка чаще. Но не только за результат, а больше даже за труд и за то, что он довел начатое дело до конца. Так он научится видеть собственный прогресс, и это укрепит его мотивацию. Он будет верить в свои силы и будет знать, что у него все получится. Пусть не сразу, а через какое-то время. Так что замечайте малейшее продвижение вперед: «Я вижу, как ты стараешься. Смотри, еще вчера буква „д“ тебе не давалась, а сегодня ты ее приручил».
12. Находите правильные слова. Дома всячески подчеркивайте, как важен для вас и для всей семьи его новый статус ученика: «Я работаю, а ты учишься. Ты уже такой большой!»
13. Выражайте уважение действием. Когда ребенок делает уроки, взрослые должны выключить телевизор и вести себя тихо. Так вы обозначите, что он занят по-настоящему важным делом.
14. Подчеркивайте, но ненавязчиво, плюсы школы. Чаще демонстрируйте позитивное отношение к учебе и хорошему образованию. Тогда и стимул будет учиться дальше.
Л — логика
Хорошо бы объяснить ребенку, что соблюдать школьные правила нужно не потому, что так сказал учитель или решил директор. Устав необходим, чтобы организовать учебный процесс.
Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на