Людмила Петрановская — один из самых известных и популярных в России психологов, занимающихся детско-родительскими отношениями. Петрановская занимается не только вопросами семьи и воспитания детей — много времени психолог посвящает психологическим вопросам сиротства и усыновления. В 2012 году она создала Институт развития семейного устройства, основная задача которого — обучение будущих приемных родителей, а также социальных работников.
Людмила Петрановская известна также как автор множества книг, которые посвящены как приемному родительству, так и тому, как построить отношения с ребенком, основанные на взаимной любви и уважении.
Цитаты о воспитании детей
***
«Ничего не бывает просто так. Трехлетке нужно научиться настаивать на своем. И поэтому он будет скандалить, и капризничать, и говорить „нет“ — этого требует задача возраста. Перевозбудившемуся на детском празднике ребенку нужно сбросить напряжение в слезах или дикой беготне. Подростку нужно внутренне отделиться от родителей, обрести самостоятельность суждений, и поэтому необходимо научиться спорить с ними и видеть их несовершенство. Потерявшему любимую собаку ребенку нужно утратить на время интерес к учебе, потому что все его душевные силы мобилизованы на переживание горя». (
***
«Для любого ребенка родители — демиурги, могущественные боги его мира. Он пока не представляет себе, что моут существовать проблемы, с которыми они не в силах справиться. Что у них может не быть денег или сил, что они могут бояться за свое или его здоровье, могут не быть уверены в будущем благополучии — ребенок всего этого счастливо не знает, может не задумываться, как именно они о нем позаботятся, что придумают, чем для этого пожертвуют. Его это не интересует. Он просто доверяет и ждет помощи — всегда. Тот, к кому ребенок привязан, утешает и придает ему сил просто фактом своего присутствия». («Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»)
***
«Вам и ребенку должно быть хорошо сегодня, жертвы ради будущего убивают настоящее, а в будущем дают часто совсем не тот результат». (
***
«Мы часто упрекаем детей, что они непослушны. На самом деле они, к сожалению, очень послушны. Гораздо больше, чем надо бы. Мы совершенно напрасно недооцениваем формирующую силу родительских ожиданий. Да, дети не слушают наших приказов и критики, но на наше настроение, чувства, состояния они реагируют очень чутко». («Если с ребенком трудно»)
***
«Если мы учим детей не врать, а сами врем, требуем не курить, а сами курим, велим не обижать маленьких и слабых, а сами ребенка лупим, не стоит питать иллюзии относительно результата. На эту тему есть хороший афоризм: «Не надо воспитывать детей. Воспитывайте себя, а дети сами вас скопируют». («Если с ребенком трудно»)
***
«Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в нежном возрасте — не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру домашние дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он увлечен. Не стремиться „занять“ ребенка — пусть поскучает, помечтает, пусть не спеша понаблюдает за муравьем или покидает камушки в пруд. Это не баловство, не пустое времяпрепровождение — это таинство развития». (
***
«Ребенку просто неоткуда узнать правду о мире и о самом себе, кроме как от взрослых, а если это „свои“ взрослые, то все, ими сказанное, является безоговорочной истиной в последней инстанции. Если папа говорит, что я неумеха, что у меня „руки не тем концом вставлены“ — значит, так оно и есть. Если мама говорит, что „со мной всегда одни проблемы“, что я „вечно влипаю в неприятности“, значит, ей виднее, она же мама. Стоит ли стараться что-то делать, если — „неумеха“? Какой смысл думать и быть внимательным, если все равно „влипну в неприятности, такой уж я“?». (
***
«Эмпатия и рефлексия — важные составляющие эмоционального и социального интеллекта, а они определяют качество жизни человека намного больше, чем академическая успеваемость. Так что лучший вклад в будущее ребенка — не тридцать три развивающих групп и спортивных секций, а просто большой объем разнообразного и живого общения со всеми членами семьи, в котором сами взрослые проявляют эмоциональную зрелость, внимание к чувствам своим и окружающих». («Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»)
***
«Цель воспитания — свобода. Свобода в смысле «выбираю, каким быть и что делать, а главное — имею возможность выбирать». Вот про возможности — это как раз к родителям. Потому что толку от свободы без возможностей». (
***
«Хотите, чтобы ребенок справлялся с жизнью? Значит, все детство утешайте, обнимайте, принимайте его чувства. Не говорите „Не плачь!“, не стремитесь сразу отвлечь и развлечь. Помогайте ему проживать стресс, оставаясь живым, и выходить из него, а не глотать неприятные чувства и отмораживаться. Пусть огорчается, плачет, боится, протестует — и пусть с вашей помощью учится принимать несовершенство мира, переходить от разочарования и протеста к утешению и примирению с реальностью». («Большая книга про вас и вашего ребенка»)
***
«Если ребенка наказывают за любую попытку протеста, или если, наоборот, родители так боятся его расстроить, что никогда с ним не спорят, он просто не сможет освоить всего разнообразия стратегий. Его реакцией на стресс — а конфликт с родителем это прежде всего стресс — будут уже знакомые нам два варианта: либо избегание мобилизации, отказ от защиты своих интересов — позиция «тряпки», либо застревание в мобилизации, невозможность уступить и смириться — позиция «барана». (
***
«Хотите, чтобы он умел просить прощения? Просите сами, покажите пример выхода из ссоры и признания ошибок. Если с привязанностью все будет в порядке — у него включится подражание и он тоже научится, сам, без нравоучений». («Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»)