Меня огорчает, что мой сын (3 года) совершенно равнодушен к развивающим занятиям. Пирамидку не складывает, в пальчиковые краски играть не хочет, как положено, лишь бы просто размазать по листу или лучше по столу, пластилин помнет немножко и разбрасывает. Нормальный ребенок по всем показателям у невролога, гиперактивностью не страдает. У всех подруг дети как дети, чему-то учатся, а мой никак. Как мне его заинтересовать, чтобы потом он не был хуже своих более прилежных сверстников?
Анна, г. Иваново
Прежде всего, вам стоит разобраться, действительно ли малыш равнодушен к занятиям, или он не занимается так, как вы считаете правильным? Внимание трехлетнего крохи очень неустойчиво, поэтому концентрироваться на одном «деле» в течение даже 10 минут ему просто сложно.
Другой момент — ребенок, в силу своего возраста, стремится к самостоятельности («Я хочу делать сам и именно так»), поэтому ему не важно делать «как положено», «как все», главное — сделать самому. Имейте в виду, что малыш получает удовольствие, да и развитие, от самого процесса, а не от результата. Обеспечьте ему выбор игровых материалов, если его не интересует пирамидка, предложите вкладки, конструкторы, паззлы, книжки с наклейками и т.д.
Занимайтесь столько и тогда, когда у ребенка присутствует интерес, медленно увеличивая время занятий, и не забывайте о частой смене видов деятельности.
Возможно, что нежелание ребенка заниматься — это своего рода протест (характерный для кризиса 3 лет), ответная реакция на вашу неудовлетворенность его успехами. В таком случае вам стоит попробовать передать роль учителя специалистам, записав своего малыша на развивающие занятия в детский клуб.
А еще можно найти полезные обучающие моменты в вашей повседневной жизни с сыном. Например, бросать камешки в пруд, развивая моторику и координацию, составлять букет из осенних листьев и ягод, повторяя цвета и т.д. Ведь трехлетний ребенок постоянно совершает открытия и учится новому, если взглянуть на мир его глазами. Вам остается лишь стимулировать его интерес и поощрять любознательность.
Мы переехали в другой микрорайон, и сын пошел в новый садик. Мише понравилась его группа, дети, но один мальчик спустя какое-то время начал приставать к нему с дразнилкой из нашего детства — «Купи слона…» Помните, что на любой ответ тот, кто дразнит, повторяет конец твоей фразы («Все говорят, что.., а ты купи слона»? Миша уже готов и плакать, и драться. Воспитательница ничего не может поделать с этой ситуацией. Как правильно поступить?
Милана, г. Серпухов
В детских коллективах неизбежны конфликты, и в этом есть положительные стороны, ведь именно так дети учатся отстаивать свою позицию и находить компромиссы. Что делать, если ребенка дразянт в садике? Если вы понимаете, что ребенок самостоятельно не в силах справиться с ситуацией, необходимо ему помочь. Скорее всего, вашему сыну устроили своеобразную «проверку», а он, в свою очередь, поддался на провокацию. Ведь слезы и кулаки только раззадоривают обидчиков. Поэтому, чтобы помочь ребенку решить проблему, необходимо научить его самообладанию и уверенности. И лучше это делать, разыгрывая конкретные сценки, воспроизводя конфликтную ситуацию.
Покажите, как сдерживать свои эмоции и не реагировать на дразнилку, или отвечать однотипно, сохраняя выдержку и терпение, например: «Уже купил» или «Петя (имя приставалы) дурачок». Однообразие быстро наскучит тому мальчику, и он отстанет, к тому же неприятно, когда тебя обзывают.
Заготовьте с сыном «волшебные фразы» и потренируйтесь в интонации их произношения: «Ничего нового не придумал?», «А поумнее что-нибудь слабо?».
И наконец, самый действенный способ — отвлечь внимание и повысить статус ребенка в группе, дав ему с собой какую-нибудь новую и интересную вещь: игрушку, книгу, наклейки и т.д. Только помните, что такой метод не должен стать систематической практикой для завоевания авторитета, это лишь повод для переключения внимания и нахождения общих интересов.
Больше полезных материалов о детской психологии — в нашем канале на