«Учеба в жизни ребенка — часто не самая ценная и значимая деятельность. Прежде всего нужно понять, почему снизилась познавательная мотивация, это гораздо важнее, чем борьба с последствиями этого снижения. Родители должны разобраться, какие события и обстоятельства повлияли на школьника, и уменьшить их влияние».
1. «Гонка» за одноклассниками
Может быть вы отдали ребенка в школу раньше времени. Может, перевели его в класс с усложненной программой или профильными предметами, к которым у него на самом деле нет интереса. В общем, переоценили детские возможности. И теперь школьнику приходится все время догонять своих одноклассников. Какая ж тут мотивация, если что бы ты ни дела, все равно оказываешься в отстающих.
Светлана Шевченко:
«Не забывайте: интеллектуальные способности ребенка и зрелость его общих познавательных процессов — не одно и то же! Не ругайте его за его несобранность, невнимательность, неспособность что-то быстро понять или запомнить.
Раз вы создали для своего ребенка условия, до которых он не «дозрел», терпеливо принимайте, что он — далеко не первый!
Скорее всего, это выровняется уже в старших классах при условии, что вы сейчас будете его поддерживать, хвалить за конкретные успехи, конструктивно разбирать ошибки, доверять».
2. Хаос по жизни
Это только кажется, что режим — пережиток прошлого. На самом деле четкая организация жизни очень важна для ребенка и во многом определяет школьные достижения. Многие неврологи отмечают, что даже малыши ведут себя спокойнее, когда четко знают, когда пора есть, когда надо спать, а когда идти гулять. Если вы планируете день, как бог на душу положит, а уроки ваше чадо садится делать, когда придется, вряд ли можно ожидать от школьника организованности и дисциплинированности в учебе.
Светлана Шевченко:
«Стихийный или очень динамичный график приводит к эмоциональному стрессу и утомлению. Это вызывает чувство апатии и нежелание вообще что-либо делать. Нужно, научить школьника грамотно управлять своим временем. Режим, четкая организация дня: прогулка после школы (мозг требует кислорода), уроки, потом — личные дела, игры, прогулка. Привычный круг домашних обязанностей помогает почувствовать контроль над своей жизнью и уверенность в завтрашнем дне».
Полезным будет сделать вместе с ребенком творческий план жизни и учебы с помощью стикеров, умных календарей-планеров, фотоколлажа, символизирующих конкретные события его плана-графика. В интернете и магазинах есть много ярких и интересных решений, которые понравятся как ребенку, так и требовательному подростку. Пусть он сам выберет стилистику и дизайн этого пространства, чтобы оно его вдохновляло и мотивировало.
3. Слишком много занятий
Драмкружок, кружок по фото… жизнь современного ребенка перенасыщена занятиями и событиями. Психологи называют это избыточной развивающей средой, когда родители пытаются спланировать расписание школьника так, чтобы у него не было времени на «глупости». Только вот от всей этой массы кружков, секций, экскурсий, репетиторов ребенок в итоге не умнеет, а дуреет. И начинает всего этого избегать. А заодно заваливает учебу. Да и когда делать уроки, если у тебя драмкружок, кружок по фото…
Светлана Шевченко:
«Если вы заметили такую связь, надо снизить темп и интенсивность занятий, пересмотреть график кружков и загруженность в выходные — найти время, чтобы просто побыть дома, позаниматься любимыми делами или даже вовсе ничего не делать».
4. Гаджеты — его «всё»
«Клиповое мышление» — восприятие информации короткими фрагментами. Специалисты бьют тревогу: дети не отлипающие от гаджетов теперь мыслят именно так. А значит не способны усваивать что-либо на протяжении длительного времени. Помимо этого, нервная система стремительно истощается, если ребенок не привык делать перерывы, работая за компьютером или «зависая» в телефоне.
Положа руку на сердце, в этом тоже зачастую виноваты родители, которым в свое время было проще дать ребенку планшет или смартфон, чтобы он не мешал им заниматься своими делами. Вот теперь расхлебываем кашу, которую сами заварили.
Светлана Шевченко:
«Важно сбалансировать время, проведенное с гаджетами, с прикладной деятельностью. Обозначьте, например, что находиться у компьютера или телефона можно не более трех часов в день, но при этом включите сюда время, проведенное на учебных сайтах или потраченное на создание презентации для доклада».
Ответы на другие актуальные вопросы, которые волнуют родителей подростков, можно услышать в новом юмористическом ток-шоу «Семья вверх тормашками» от детского телефона доверия.