Мы собрали самые распространенные заблуждения в столь деликатном деле. И сейчас объясним, в чем их вред.
1. Нужно чаще давать малышу ходить мокрым в обычных трусиках. Тогда он будет чувствовать дискомфорт и быстрее привыкнет к горшку.
Начнем с того, что, позволять ребенку ходить в мокрых трусах — это, как минимум, негигиенично и вредно для здоровья. Это чревато раздражениями и заболеваниями кожи. А если малыш останется мокрым в прохладную погоду или поиграет на холодном полу, он еще дополнительно познакомится с воспалением мочеполовой системы и просто простудными заболеваниями.
При этом даже такие «драконовские» меры не приблизят умение крохи садиться на горшок. Многие мамы замечают: до определенного возраста малыш даже не замечает, что он мокрый. Он может часами бегать в таком состоянии и даже — простите — с удовольствием играть в собственной луже.
В свое время японцы проводили исследования: сравнивали две группы детей, в одной из которых малыши с рождения носили одноразовые подгузники, в другой — марлевые или обычные трусики. Так вот, в обеих группах дети полностью перестали нуждаться в них примерно в 27 месяцев — это чуть старше двух лет.
2. Если приложить чуточку усилий и терпения, чаще высаживать, держать над ванной, и так далее, то можно приучить ребенка к горшку еще до года.
Понимаем, невыносимо участвовать в этой гонке сухих штанишек. Полтора года, год, девять месяцев… кто раньше?
«Мне надо было выходить на работу, поэтому я тебя еще в три месяца начала приучать, — это вспоминает моя собственная мама. — Держала над ванной, включала воду…»
При этом педиатры утверждают: в таком раннем возрасте дети не могут осознанно ходить на горшок. Этот навык напрямую зависит от развития нервной системы, которая должна своевременно подавать сигнал: мочевой пузырь (или кишечник) полон. В год детская нервная система еще на такое не способна. Не говоря уж о трех месяцах. Впервые малыш начинает осознавать, что хочет в туалет, только в полтора года. Это происходит вне зависимости от того, приучали вы его уже к горшку или же нет.
Чем раньше вы начнете приучать малыша к горшку, тем дольше и сложнее будет процесс. Ребенок расстраивается, не понимая, чего от него хотят. Это чревато проблемами с нервной системой, в частности неврозами. Если же подождать с освоением этого атрибута хотя бы до 18 месяцев, все пройдет намного быстрее и проще.
Мы не утверждаем, что ребенок не может раньше реагировать на ваши предложения «пи-пи». Но в раннем возрасте это становится условным рефлексом. Вы ему миллион раз повторили «пи-пи», за это время он пописал, вне зависимости от того, просили вы его или нет. Просто наполнился мочевой пузырь. Однако он понял, что процесс связан с этой фразой, а потом его еще и похвалили. Все, выработался рефлекс. Но! Это не осознанная реакция. Это похоже на приучение к туалету котенка или щенка. Такой рефлекс неустойчив, может пропасть при любой стрессовой ситуации. В дальнейшем ребенок сможет пописать по вашей просьбе, но пока сам не «созреет», проситься в туалет он будет.
3. Нужно купить самый красивый и привлекательный горшок — с музыкой, погремушками и прочим. Тогда у ребенка точно проснется интерес.
В лучшем случае у него проснется интерес к горшку, как к игрушке, на которой можно посидеть просто так с музыкальным сопровождением. В худшем — вы перепугаете малыша до смерти, если в самый ответственный момент горшок начнет играть бравурные мелодии.
Покупайте просто удобный и практичный горшок, Без всяких дополнительных наворотов. В самом главном деле они все равно не помощники. Сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки (такие горшки называют физиологичными). Прятать горшок в туалете не надо, он должен стоять около кроватки ребенка, чтобы тот привык к нему.
4. Начать приучение, потом забросить. Потом начать заново. Потом в какой-то момент «маниакально» хотеть, чтобы ребенок научился за пару дней. Каждые полчаса высаживать. Ругать и стыдить за промахи. А потом опять забыть об этом на какое-то время.
Процесс, если уж вы его начали, должен быть цельным, систематическим и непрерывным. Малыша надо высаживать каждый день, примерно в одно и то же время — после сна, перед сном, после еды, перед прогулкой, и так далее. Напоминать крохе, куда надо писать и какать. Рассказывать, объяснять. Приучать к «ритуалам». Но ни в коем случае не ругать ребенка за неудачи или за то, что он проявил интерес к тому, что «получилось» и решил потрогать «это» руками. Строгость только напугает малыша и в дальнейшем горшок будет для него чем-то очень страшным.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО «ПОРА НА ГОРШОК»
- Ребенок писает реже, чем раз в два часа
- Ходит в туалет «по большому» в относительно стабильном режиме
- Понимает, что значит «пописать» и «покакать»
- Ему не нравится быть в грязных подгузниках
- Малыш интересуется тем, что происходит в туалете, хочет подражать взрослым.
- Знает название частей тела, одежды, старается сам надеть/снять штанишки и трусики
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ГОРШКА
Сначала определяем причину. Если дело в вас, надо обесценить реакцию. Прекратите шуметь и ругаться. Сделайте спокойно лицо, а мысли свои выражайте мягким шепотом.
Не будите ребенка ради горшка, особенно ночью. Спит в подгузнике, и не страшно. А многие будят, малыш плачет, его еще и ругают.
Говорите с ним, он ведь уже может вам ответить. Спрашивайте, нравится ли ему быть грязным и мокрым.
Читайте «горшочные» сказки (есть бесплатно в интернете), даже если лично вам они кажутся глупыми. Дети воспринимают их иначе.
Заведите «дневник горшка» и рисуйте свою историю про горшок. Сел малыш на него, значит можно наклейку выдать. Не сел? Значит горшку одиноко и печально без ребенка.
Если есть сомнения в отставании в развитии, обратитесь к психологу, психиатру или неврологу.
И главное! Здоровый ребёнок научится ходить на горшок, как правило, в тот момент, когда вы на это перестанете обращать слишком много внимания.