Многие учителя и психологи считают пятый класс не менее проблематичным, чем первый. Казалось бы, и ребенок подрос, и адаптация к школе давно пройдена, почему же переход в среднюю школу часто бывает таким болезненным для школьника и напряженным для его родителей?
большие перемены
Возраст 10–11 лет, когда ребенок оканчивает начальную школу, совпадает с началом младшего подросткового возраста. В этот период в его организме происходит серьезная физиологическая перестройка, которая сказывается и на эмоциональном состоянии. Меняется тело ребенка, изменяется его восприятие себя, может появиться неудовлетворенность своей внешностью или способностями, что сказывается и на самооценке. Если к этому прибавить гормональную разбалансировку, то становится понятно, почему ребенок в 5-м классе становится более раздражительным, утомляемым и неуравновешенным.
Кроме того, у младшего подростка меняется ведущая деятельность: самым значимым в этот возрастной период становится общение со сверстниками, статус в коллективе. Мнение и отношение друзей и одноклассников приобретает большее значение, чем слова и авторитет взрослых. Ребенок начинает самоопределяться, формировать собственную жизненную позицию и активно ее отстаивать, поэтому возникают перемены во взаимоотношениях в классе (ребенок определяет свое новое положение), сложности в общении с учителями и родителями.
Другими словами, пятиклассник сталкивается с переживанием очередного возрастного кризиса, что само по себе является трудной и стрессовой ситуацией, а тут еще накладываются все нововведения средней школы.
1. Необходимо приспособиться к совершенно разным и «чужим» людям-педагогам. Изучить их индивидуально-психологические особенности, требования и предпочтения, привыкнуть к темпу речи, манере преподавания, строгости и наказаниям за нарушение дисциплины во время уроков каждого учителя по отдельности.
2. Ребенку приходится учиться заново «подавать себя». Создавать перед новыми педагогами свой образ ученика, приобретать определенный статус.
3. В 5-м классе меняется сама организация учебной жизни. Появляется кабинетная система (и необходимость запоминания расположения этих кабинетов в школе), расширенное общение (теперь нет одного учителя, к которому можно обратиться по любому вопросу. Нужно понимать, кто чем занимается и выучить имена-отчества всех педагогов). Появляется больше ответственности (самостоятельное возвращение домой, выполнение домашнего задания и т.д.). Эти навыки ребенку необходимо наработать за относительно короткий промежуток времени, и не все справляются с этой задачей просто и безболезненно. У некоторых пятиклассников может возникнуть страх перед школой, случаются психологические срывы, что сказывается на соматическом состоянии: дети жалуются на головные боли, сонливость или бессонницу, расстройство желудка и др.; ребенок может стать заторможенным или гиперактивным.
Что предпринять родителям?
Самое главное, что могут сделать взрослые в данной ситуации – это показать ребенку свою поддержку и безусловную любовь, не ограничивая свободу. Важно не затормаживать социальное развитие пятиклассника, принимая его социальные роли на себя, а находиться рядом, вовремя обеспечивая ресурсами для решения проблемных ситуаций.
1. Снизьте нагрузки. Ребенку будет гораздо проще адаптироваться к новым условиям и пережить начало «переходного» возраста, если у него будет время на восстановление сил (как физических, так и эмоциональных). Учитывайте особенности взросления своего ребенка, силу его нервной системы и дозируйте нагрузки. Возможно, в первое время не стоит настаивать на занятиях в дополнительных секциях и кружках, начинать новые проекты, затевать переезды. Переход в новую школу также может послужить дополнительным стрессом и обоснован только в крайних случаях, например, если на старом месте ребенок подвергался травле.
2. Уделите внимание мелочам. Часто серьезные психологические проблемы начинаются из-за пустяков. Помогите ребенку разобраться с устройством средней школы, и он будет чувствовать себя намного увереннее. Например, вы можете заранее распечатать фотографии учителей, с которыми он познакомится в 5-м классе, подписать их имена и постепенно выучить, чтобы ему не пришлось нервничать на уроке, что он кого-то перепутает.
С разрешения администрации, можно прогуляться с ребенком по школе, составив схему будущих кабинетов, а затем дома построить из конструктора модель школы, чтобы запомнить их расположение.
Заранее познакомьтесь с классным руководителем, если это возможно, и расскажите ему об индивидуальных особенностях вашего ребенка, о тех моментах, за которые вы беспокоитесь.
3. Укрепляйте уверенность ребенка в себе. Не отмахивайтесь, если он говорит вам о сомнениях в своей привлекательности, успешности или умственных способностях. Лучше помогите ему приобрести уверенность в себе. Возможно, пора сделать модную стрижку в парикмахерской, подобрать новую одежду, соответствующую изменениям в фигуре. Отмечайте достижения ребенка и его поступки, достойные похвалы, не только в школьных делах. Проследите за своей речью – бывает, что взрослые неосознанно настраивают детей на негатив фразами: «Если так медленно уроки делать, в 5-м классе совсем на двойки скатишься!», «Скоро у тебя не один класс будет, а много кабинетов, где вещи искать будешь?» и т.д. Лучше формируйте у ребенка положительное отношение к статусу пятиклассника, настраивайте на успех в новых предметах, объясняйте, что неудачи – это лишь часть жизни, опыт, который нужно использовать в будущем. Обсуждайте с ребенком проблемные ситуации, которые у него возникают, предлагайте свои решения, но и выслушивайте его варианты, вместе подыскивая выход.
4. Помогите ребенку почувствовать себя частью класса. Этому хорошо способствуют совместные школьные экскурсии, походы, спортивные мероприятия. Поэтому, если классный руководитель заботится о подобном досуге, окажите ему посильное содействие и мотивируйте ребенка участвовать во всех мероприятиях. Если же с учителем в этом вопросе не очень повезло – организуйте других родителей и проведите детям квест, свозите в совместную поездку хотя бы дважды за учебный год.
Когда ребенок начинает активно общаться с одноклассниками, отпрашиваясь или приглашая их гулять, в гости и на дни рождения, не препятствуйте, даже если у детей возникают ссоры. Дайте им возможность самим узнать друг друга с разных сторон, определиться в своих отношениях – ведь это главная задача их возраста.
5. Поддерживайте познавательный интерес. Иногда пятиклассники теряют интерес к учебе (сейчас они заняты общением друг с другом). Не стоит усиленно «нажимать» на школьную программу, добавляя все новые задания по «слабым» предметам. Лучше постарайтесь заинтересовать ребенка, создайте атмосферу семейного познания: организуйте квесты, викторины или соревновательные интеллектуальные игры семьей по разным областям знаний; сводите ребенка в музей экспериментальных наук, на интерактивную историческую экспозицию, на различные научные шоу или мастер-классы; пройдите с ним квест-экскурсию по городу или музею; берите с собой в путешествия и поездки. Хорошо, если у ребенка найдется увлечение и вне школы – это поможет ему поддержать хорошее настроение после тяжелого учебного дня.
6. Плавно расширяйте границы. Если в начальной школе ребенок привык к тотальному контролю, не стоит разом отпускать его в «свободное плавание». Передача ответственности за выполнение домашнего задания, оценки, возвращение из школы, собранный рюкзак и т.д., безусловно, должна происходить, но постепенно. На первых порах будьте рядом, чтобы подстраховать, но позволяйте совершать небольшие ошибки, чтобы потом вместе с ребенком проанализировать последствия.
Переход в среднюю школу – очень интересный и плодотворный период в жизни ребенка и всей семьи. Если родители смогут вовремя оказать поддержку, то он станет вполне успешным и благоприятным стартом всего школьного обучения вплоть до одиннадцатого класса.