Перед тем, как отдать ребенка в школу, многие родители задаются вопросом: какую программу выбрать для первоклассника, в какую школу его отдать. Рассказываем, какие 5 основных программ начального образования существуют в России, и к какому виду они скоро придут.
Какие школьные программы сейчас существуют
На данный момент в России есть пять основных программ, и у каждой свой перечень учебников, стандарты и цели.
1. Школа России
Самая распространенная из них — «Школа России». За легкость в освоении и доступность ее часто сравнивают с советской школой. В ней ребенку прививают доброту, патриотизм, уважение к старшим. В учебниках по литературному чтению и окружающему миру есть разделы, посвященные Великой Отечественной войне, религии и правилам дорожного движения. В математике есть задачи на логику. Программа рассчитана на детей, которые до первого класса еще не освоили чтение и счет. В нее входят следующие учебники:
русский язык — Канакина В. П., Горецкий В. Г.;
литературное чтение — Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.;
математика — Моро М. И. и другие авторы;
окружающий мир — Плешаков А. А., Крючкова Е. А.
2. Школа 21 век
В программе «Школа 21 века» основная задача — дать ребенку возможность мыслить самому. В ней мало готовой информации, но много возможностей для поисковой деятельности, самостоятельного изучения предмета. Программа подходит детям с разным уровнем знаний и интересов. Конечно, если родитель привык делать домашнее задание с ребенком, или ребенок не привык к нестандартным подходам, то программа может показаться сложной. Уже во втором классе по предмету «Окружающий мир» дети ставят опыты, но если по болезни ребенок пропустит неделю, ему может быть непросто освоить программу без учителя. В нее входят следующие учебники:
русский язык — Иванов С. В. и другие авторы;
литературное чтение — Ефросинина Л. А. и другие авторы;
математика — Рудницкая В. Н. и другие авторы;
окружающий мир — Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С.
3. Гармония
Эта программа более сложная, для более углубленного изучения предметов. Учебники по ней выглядят необычно: в них много заданий на развитие воображения и интерес к получению новых знаний. Дети обмениваются мнениями с одноклассниками и учителем, часто выполняют задания в маленьких группах. Ребенка учат ставить задачи, создавать план действий и оценивать свой результат. В эту программу входят следующие учебники:
русский язык — Соловейчик М. С. и другие авторы;
литературное чтение — Кубасова О. В.;
математика — Истомина Н. Б.;
окружающий мир — Поглазова О. Т. и другие авторы.
4. Перспектива
Задача этой программы — не давать знания, а учиться добывать их самостоятельно. Их стимулируют к тому, чтобы стремиться узнавать что-то новое, ставить опыты. Главная суть программы: сохранить в ребенке осознание своего «Я», научить его коммуникации и познакомить с традициями своего народа.
До 2009 года в «Перспективу» входили учебники по математике, написанные Людмилой Петерсон, но позже их заменили на учебники Георгия Дорофеева. В нее входят следующие учебники:
русский язык — Климанова Р. Ф. и другие авторы;
литературное чтение — Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. и другие авторы;
математика — Дорофеев Г. В. и другие авторы;
окружающий мир — Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.
5. Программа Эльконина — Давыдова
Раньше учебно-методический комплекс Эльконина–Давыдова был единственной развивающей программой, рекомендованной государством. Но недавно он был исключен из ФГОС. Ее суть в том, чтобы дети самостоятельно ставили задачи, искали оптимальное их решение и оценивали свой результат. Причем, зачастую в начальных классах даже нет классических оценок. Дети оценивают задачу по разным критериям на шкалах самооценки: правильность, аккуратность выполнения, насколько интересно было задание. Учитель высказывает свое мнение, но не в духе «ты троечник, а значит, неудачник», а «Эта работа мне плохо дается, надо поработать над слабыми местами». В программу входят учебники:
русский язык — Ломакович С. В., Тимченко Л. И., либо Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В.;
литературное чтение — Матвеева Е. И.;
математика — Давыдов В. В. и другие авторы;
окружающий мир — Чудинова Е. В., Букварева Е. Н.
Какой стала программа с сентября 2023 года
С 1 сентября 2023 года дети в России стали вводить Федеральную общеобразовательную программу, согласно поправкам в закон «Об образовании». Теперь количество школьных программ и учебников сократится. Основная идея новой единой системы образования — оставить по большинству предметов по одному учебнику.
Это, с одной стороны, имеет ряд плюсов, с другой стороны, есть и недостатки. Я, например, отчетливо помню, как наш класс централизованно закупал в издательстве учебники по математике, истории и английскому языку, потому что в библиотеке их не было, да и во всем городе тоже — за ними ездили в Москву. При этом параллельные классы занимались у другого педагога по другим учебникам. Это создавало настоящую путаницу, когда мне пришлось перейти из одного класса в другой.
Плюсы новой единой школьной программы
Переехав в другой регион и перейдя в другую школу, ребенок не будет долго вникать в новую программу.
Уже сейчас многие учебники в начальных классах предоставляет школа. в конце учебного года их сдают, и они переходят в руки нового поколения учеников. Это экономит ресурсы на их производство. Ненужные пособия не пылятся дома, не отправляются на свалку, а используются многократно. Не нужно тратиться на горы учебников и судорожно искать их перед началом учебного года в магазинах.
В будущем Минпросвещения будет осуществлять государственный заказ на разработку учебников и утверждать авторский коллектив. Авторские права будут принадлежать Российской Федерации. Министр Сергей Кравцов считает, что это сделает учебники более доступными по стоимости.
Единое образование, со слов председателя Комитета по просвещению Ольги Казаковой, будет приведено к «золотом стандарту качества знаний», который получат дети как в столице, так и в отдаленном селе.
Будет легче сдавать ЕГЭ, так как на экзаменах будут встречаться вопросы только по программе, которую все проходили.
Минусы новой единой школьной программы
У ребенка не будет развиваться свободное, творческое мышление, позволяющее иметь различные точки зрения. Он будет знаком только с теми данными, которые предоставляют в конкретном учебнике.
Также главный минус единой образовательной программы в том, что теряется смысл лицеев и гимназий с уникальными методиками обучения. Если они также будут подведены под единую программу, то свободы выбора у родителей не останется, и эти учебные заведения будут выбирать только по территориальному признаку.
У педагогов не будет шансов как-то творчески проявить себя, реализовать свои уникальные знания, методики и возможности.
Отсутствие вариативности не дает подстроиться под возможности и интересы каждого ребенка. Не учитываются также дети с разными умственными и физическими возможностями, их будто пытаются выровнять под одну гребенку. Будет ли кто-то контролировать, чтобы общепринятую программу все дети усвоили на одном достаточно хорошем уровне?