Детский сад — это первичная социализация человека, место, где он приобретает первые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. По сути, он влияет на ребенка почти так же сильно, как его семья. Журналисты Psychologies поговорили с людьми, которые работали в советских детских садах — они назвали главные их отличия от современных.
1. Работа и труд все перетрут
Людмила Николаевна какое-то время работала воспитателем детского сада — она вспоминает, что маленьких детей сразу приучали к труду. Воспитанников призывали помогать друг дружке и брать на себя ответственность.
Детям давались различные трудовые поручения: они дежурили по столовой и в уголке природы. Раньше в детских садах разрешали содержать рыбок, птиц, хомячков, ежиков.
«В садиках были птицы, животные, растения. Детям показывали, как правильно поливать цветы, рассказывали, каким растениям какая нужна земля. Самые маленькие детишки просто следили за воспитательницами, а средние группы уже вовсю помогали им. А когда зимой выходили гулять, развешивали кормушки для птиц», — рассказывает Людмила Николаевна.
Дети в целом проводили много времени на свежем воздухе — копаясь на маленьких грядках, сажая цветы, а иногда — и морковь, лук, петрушку. Если на дворе зима — помогали дворникам, вооружившись маленькими лопатами.
2. В здоровом теле — здоровый дух
Марина Николаевна же вспоминает, как ее дети ходили в детский сад в 80-х годах. Там, в частности, практиковали суровое закаливание. Зимой юных воспитанников могли выводить на улицу босиком. Или же приглашали на крыльцо, где обливали ноги холодной водой из таза.
«А некоторые родители даже соглашались, чтобы их детей полностью, с плеч, обливали водой. Но я на это не согласилась тогда», — признается Марина Николаевна.
Особый акцент делали на спорт — без утренней зарядки день не начинался.
3. Поговорим о чистоте
После занятий лепкой и рисованием дети должны были прибраться за собой — им выдавали тряпки, которыми они протирали стулья, доски, а затем шли мыть руки. Главное — приучить ребенка к чистоте и порядку, считали воспитатели.
«Нянечки учили, как правильно мыть игрушки, как их вытирать, как сушить», — вспоминает Елена, которая пошла в садик в 1978 году.
В целом гигиене отводилась очень значительная роль. Была гигиена личная, гигиена питания, гигиена сна. Нянечки носили белые салаты, как в больнице.
А еще ценилась самостоятельность детей — об этом говорит Ольга Анатольевна, которая начала работать воспитателем детского сада в 1988 году. Обычной практикой было усадить детей пришивать пуговицы, крепить материал в пяльцы, заплетать ленты в косы. Учили шнуровать ботинки и застегиваться.
4. Учить творчеству!
Елена говорит, что детям читали книги и водили их на кукольные спектакли.
Также она вспоминает поделки, которые готовила к 8 Марта и 23 Февраля, к Новому году. Дети раскрашивали доски, делали аппликации, приносили из дома картонные коробочки и превращали их в шкатулки.
«Уроки музыки проводила очень творческая женщина-педагог. Она много играла на пианино, мы разучивали песни к концертам и праздникам. Часто эти песни были о Ленине, их я помню до сих пор», — признается Елена.
5. Деревянные игрушки
Такого разнообразия игрушек, как у современных детей, у советских ребят, конечно, не было. Так, на территории детского сада могло не быть даже качелей — зато были песочницы и железные «ракеты».
«И мы вынуждены были все время выдумывать игры без подручных материалов, развивая и коммуникативные навыки, и фантазию. Это было здорово!» — говорит Елена.
В самом детском саду могла быть детская мебель и кухня для маленьких хозяек, но играть тут разрешалось только в предпраздничные дни — воспитатели берегли имущество детского сада. Дефицит! Зато кукол хватало всем.
6. Люби ребенка как душу, тряси его как грушу
В советских детских садах не били и не наказывали детей — однако воспитывали их в строгости. И многого требовали.
Ольга Анатольевна вспоминает, что и родители детей относились к воспитателям с большим уважением, авторитет был непререкаемым.
«И в семьях воспитание было более строгим. Так что для наказаний и строгости со стороны воспитателей поводов не было, дети все понимали с полуслова», — отмечает женщина.