Ранняя социализация
Ясли, детсад, школа — ребенок с младенчества находился в коллективе под присмотром взрослых. Ранняя социализация детей, принятая в СССР, в 90-х рассматривалась как настоящая зло, считалось, что ребенок лишался собственного «я» в коллективе, его личность была подавлена. Но риторика изменилось, когда поколение «недетсадовских» детей отправилось в школу. Многие из них были просто не готовы принимать правила поведения, усваивать информацию, общаться.
Психологи и педагоги в Советском Союзе (да и сейчас) считали семью институтом первичной социализации, а следующим этапом — детское учреждение. Благодаря детсадам ребенок учился продолжительное время находиться в коллективе, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми людьми. Дети находили свое место в обществе, впитывали социальные нормы, вырабатывали позитивные поведенческие привычки. А главное, общались, развивая разговорный навык.
Сейчас педагоги бьют тревогу — дети не говорят, и занятия с логопедами помогают далеко не всем. Ребенок учится контактировать с гаджетами раньше, чем с живыми людьми, и у него просто нет стимулов общаться и взаимодействовать. Отсутствие контакта и совместных игр со сверстниками в раннем возрасте может привести к задержке интеллектуального и психического развития. «Низкий уровень коммуникации и слабо развитая игровая деятельность являются причиной низкого уровня интеграции человека в социум в более зрелом возрасте», — утверждает научное исследование, проведенное Кемеровский госуниверситетом в 2016 году.
Поэтому чем раньше ребенок окажется в детском коллективе, тем лучше для его развития, считают специалисты. Тем более что в западных странах малышей отправляют в подготовительные классы, а в странах Азии в детсады для ранней социализации, которая помогает лучше учиться в школе.
Малышей не обижать, старших уважать
Слова знаменитой песенки про, то что «малышей не обижать учат в школе», не совсем верны. Система воспитания СССР основывалась на преемственности поколений. С детского сада детей учили уважать старших, а к ним относились все лица старше самого ребенка, дружить и уважительно относиться к ровесникам и не обижать тех, кто младше и слабее. Если ребенок обидел того, кто младше, его однозначно осуждали. Та же ситуация была, если ребенок хамил взрослым.
Но со времен перестройки в нашей стране осуждение такого поведения считают пережитком прошлого. Психологи отмечают, что ребенок — свободная личность и он не должен быть под гнетом строгих норм, так как ситуации бывают разные.
Читайте также: какими на самом деле были детские сады в СССР — воспоминания очевидцев
Сегодня проблема, когда старшие дети обижают и младших и взрослых людей, разрастается как снежный ком. По закону найти управу на такого обидчика практически невозможно, а институт общественно осуждения безвозвратно потерян. Повзрослевшие дети превращаются в неуравновешенных подростков, для которых закон не писан, а дальше университетом для некоторых из них становится тюрьма.
Психологи советуют родителям проводить беседы, рассматривать модели ролевого поведения, когда речь идет о дошколятах и школьниках. Все чаще призывают объяснять, что существуют нормы и правила, что не следует обжать и оскорблять других… Но детская агрессия только растет.
«Младшим школьникам с агрессивным поведением при всем различии их личностных характеристик свойственны некоторые общие черты, к которым относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Такие дети отличаются повышенной внушаемостью, склонностью к подражанию, эмоциональной грубостью, озлобленностью в отношении к сверстникам и окружающим взрослым, неадекватной, неустойчивой самооценкой (она может быть максимально положительной или максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций», — утверждают педагоги из Ямало-Ненецкого автономного округа. То есть если дети из уязвимых социальных групп не усвоили норм нравственного поведения в раннем детстве, то они будут проявлять агрессию в любых ситуациях гораздо сильнее. А значит, разбираться с маленьким хамом будет сложнее, чем в советское время.
Красивый почерк
Еще одна строчка знаменитой песни: «Буквы разные писать, тонким перышком в тетрадь», — отсылает нас к ненавидимой многими каллиграфии. Те, кто застал времена, когда первоклашки писали перьями, пользуясь промокашками, а левшей обязательно переучивали, недоумевают: зачем было издеваться над детьми? Но сегодня забытое искусство каллиграфии возвращается, и многие родители готовы платить репетиторам, чтобы те обучили ребенка азам этого искусства.
В СССР до 1960 годов писали перьевыми ручками, а первое производство шариковых ручек пробовали запустить в нашей стране только в начале 50-х годов. Писать чернилами левой рукой было невозможно — написанное просто размазывалось, поэтому всех переучивали. Исследований на тему, как почерк влияет на психику, тогда просто не было, но сегодня ученые доказали: красивый почерк может развивать мозг.
«Занятия каллиграфией не только научат ребенка писать красиво, но и будут способствовать развитию его творческих способностей. Они научат дисциплинировать мысль, а вместе с этим вырастет и общая усидчивость, дисциплинированность ребенка», — утверждает каллиграф и педагог Артем Лебедев.
А ученые в последние годы провели серию исследований и установили, что письмо от руки способно снимать стресс. «Рисуя букву от руки, мы выводим каждый ее элемент штрих за штрихом, в процессе чего задействуются нейронные пути в мозге, которые проходят рядом с участками, управляющими эмоциями, или через них», — пояснила заслуженный профессор педагогики в Вашингтонском университете Вирджиния Бернингер.
Опрятность и аккуратность
Психологи считают, что для ребенка естественна та среда, в которой он живет. Если вокруг малыша грязно, вещи разбросаны, а в раковине гора немытой посуды, то научить его, например, аккуратно складывать одежду, практически не возможно. Малыш просто будет воспринимать это как нечто чужеродное. «Аккуратность — качество личности, включающее любовь к чистоте и порядку, тщательность, точность в делах, внешнюю опрятность, исполнительность и организованность. Аккуратность чаще прививается с детства: когда родители сами следят за порядком, то и дети чаще к порядку привыкают», — поясняет доктор психологических наук Николай Козлов.
В СССР всех детей приучали к порядку с детсада: складывать вещи аккуратно, хранить их в шкафчике, заправлять постель, убирать игрушки. Воспитатели призывали ребенка и его родителей следить за внешним видом, приходить в чистой одежде, выглядеть опрятно. Считается, что оптимальный возраст, когда малыша можно приучать к опрятности и аккуратности — три года.
Психологи заметили, что опрятные люди чаще добиваются успеха, умеют грамотно организовать свой день и в целом более довольны жизнью. Аккуратность, усвоенная с детства, помогает добиться значительных успехов в учебе, а главное, развивает позитивные личностные качества. Поэтому к обучению детей убирать игрушки и складывать вещи взрослым стоит относиться серьезнее — это может повлиять на характер ребенка и его будущее.
Воспитание сострадания
Помните анекдот про русскую литературу, когда страдает либо автор, либо читатель? Первый травматический опыт знакомства с нетленной классикой выпадает на «Муму». «Зачем!?» — восклицают родители, когда видят произведение в списке для чтения своих чад, ведь сами в детстве рыдали над судьбой бедной собаки. Но школа твердит: надо. В советских детских книжках тоже много примеров жестокости людей друг к другу, животным и природе.
Психологи заметили закономерность между чтением художественных произведений и развитием эмпатии, то есть сопереживания. Чем больше человек читал душещипательных историй, тем более он сочувствовал другим, причем проявлял деятельное сочувствие. Уже одно то, что выросло целое поколение, буквально помешанное на судьбе брошенных животных и основывающее приюты для них, говорит о том, что «Муму» читали не зря. А советские педагоги это знали и включали такие, на первый взгляд «жестокие» произведения, чтобы дети смогли почувствовать боль другого существа и не навредить ближнему, будь это друг, посторонний человек или, например, щенок.
«Некоторые истории помогают понять других людей во времени и пространстве, что не всегда доступно в повседневной жизни. Сочувствие, которое читатель испытывает к персонажам, затем интегрируется в самооценку читателя, благодаря чему он накапливает свою способность принимать точку зрения других и чувствовать сочувствие к ним. Более того, улучшение эмпатических навыков посредством чтения художественной литературы может способствовать достижению целей людей в отношении того, кем они хотят быть в своей жизни, например, стать человеком, который заботится о благополучии других людей», — сообщает исследование нидерландских ученых «Как чтение художественной литературы влияет на эмпатию?».