Изучение иностранного языка — дело нужное, но непростое. Споткнувшись однажды об один из подводных камней, ребенок может так и не достичь успеха, несмотря на приложенные усилия.
Обычная лень
Есть мнение, что дети ленятся только, когда им неинтересно учиться. Но практика показывает, что и при самых передовых методиках у всех учеников бывают моменты спада интереса к учебе. Нужно пообщаться с ребенком и постараться ненавязчиво выяснить причины лени.
Возможно, у школьника слишком большая нагрузка, он переутомился. Или мотивация, которая поддерживала интерес к учебе, иссякла, и нужно искать что-то новое. Еще одной причиной лени может быть то, что ребенок не усвоил какую-то тему и перестал понимать учебный материал. В языковой школе такое часто бывает, если из-за амбиций родителей уровень знаний завышен еще в самом начале обучения. Во всех этих случаях можно поработать над причиной и вернуть ученика к верному настрою.
Отсутствие правильной мотивации
У младших школьников мотивация чаще всего внешняя — инициатива и интерес к изучению иностранного языка в первую очередь исходит от родителей. Если же у мам и пап нет желания и энтузиазма, готовности оказать поддержку, веры в силы ребенка, результата не будет.
И все же предпочтительнее вариант, когда ученик с удовольствием занимается сам — это уже внутренняя мотивация. Тогда заставлять его не придется. Вот как эту мотивацию сформировать:
Ставьте правильные и достижимые цели. Не такие, как «хорошо будет стать топ-менеджером когда-то в далеком будущем», а такие, что действительно интересны ребенку: поездка в языковой лагерь, просмотр в оригинале фильмов и мультиков, которые еще не скоро переведут на русский, поездки за рубеж.
Хвалите, потому что получать похвалу приятно. Поддержка родителей и учителей очень важна. Собственные успехи мотивируют продолжать, а если мама обесценивает достижения (ругает за ошибки, оценки), мотивация пропадет.
Соревновательный элемент. Дети с удовольствием включаются в процесс, когда у них есть дополнительный стимул. Например, можно ввести систему «поинтов», плюсиков, условных очков, которыми поощряется хорошая работа на уроке. По итогам месяца заработавший больше всего получает небольшой подарок и почетную публикацию в соцсетях.
Никогда не сравнивайт ребенка с другими детьми.
Учитесь вместе и личным примером мотивируйте ребенка.
Устаревшие методики
Многие учителя до сих пор используют старые методики, которые не вовлекают учеников в общение. Основная схема преподавания в государственных школах: объяснение по учебнику, грамматические упражнения, контрольная. Как следствие, самая частая проблема российских школьников — неумение поддержать диалог.
Методы, которые не работают:
Зазубривание без понимания (выучить стихотворение, запомнить страницы слов, выучить текст наизусть).
Задания типа «раскрой скобки и поставь слово в правильную форму». Механическое действие не помогает запомнить, как нужно говорить.
Заучивание грамматических конструкций. Их необходимо отрабатывать в устной речи, учиться употреблять в контексте.
Словарные диктанты. Нет смысла в том, чтобы написать слово на русском и перевести его на английский язык. Важно запомнить слово и связать с ним какую-то ситуацию, «отработать». Перевод на русский язык — не лучший способ выучить английский.
Когда вокруг столько возможностей для погружения в язык: интерактивные материалы, Интернет, медиа, первая задача учителя — вовлекать детей в общение. Так, «на ходу» они усвоят гораздо больше, чем зазубривая слова и грамматические конструкции день за днем.
Кроме того, язык стремительно меняется вместе с жизнью — новые разговорные фразы, которых нет в учебнике, появляются каждый год. Быть в тренде — важнейший момент для современных школьников.
Отсутствие контроля и поддержки родителей
Обрадовавшись, когда наконец-то удалось заинтересовать ребенка обучением, не стоит совсем оставлять его без внимания. Интересы детей часто меняются, и новое увлечение может быть забыто через пару месяцев. Чтобы ребенок держал фокус, нужно искренне интересоваться, как идут дела, вовремя замечать проблемы и помогать их решить. Проконтролировать качество обучения помогает независимая оценка. Узнать, что ребенок усвоил за месяц, три месяца или полгода, помогает тестирование. Например, кембриджские экзамены.
Гиперопека
Иногда родители и бабушки слишком стремятся помочь ребенку в учебе: присутствуют на онлайн-занятиях, подсказывают, не дают подумать самому, иногда отвечают за него. Если возникают проблемы, обвиняют во всем преподавателя. Между тем часто причиной становится нежелание ученика работать на уроках и дома.
Малое количество часов для обучения
Одна из причин, по которым изучение иностранного языка в общеобразовательной школе неэффективно — за 1-2 урока в неделю его не выучить. Даже 2-3 занятий в неделю на дополнительных курсах будет недостаточно, чтобы получить результат в обучении. Поэтому учителя задают домашнее задание, и его необходимо выполнять. Роль родителей здесь — проследить за тем, чтобы у ребенка было время на эти задания, чтобы задания были выполнены. Ну а лучшая разговорная практика — это погружение в языковую среду, которое дает мощный прогресс за короткое время.