Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» можно смело назвать самым обсуждаемым и хайповым проектом конца 2023-го года. Ожидали ли такого успеха режиссер ленты Жора Крыжовников и его соавтор Андрей Золотарев, сложно сказать. Но после того, как в Сеть слили финальную 8-ую серию проекта, режиссер сообщил о том, что вынужден был переснять концовку, и теперь ее выход задерживается. Вместо 21 декабря зрители увидят финал сериала на несколько дней позже (точная дата не называется), так что если вы еще не ознакомились с этим резонансным многосерийным фильмом, у вас есть время. А мы приведем вам несколько аргументов, чтобы с ним ознакомиться, особенно если вы воспитываете детей.
1. Порадоваться новым лицам в кинематографе
Несколько главных ролей играют известные актеры — Сергей Бурунов, Иван Янковский, Юлия Александрова и Антон Васильев, но также в сериале много свежих, не примелькавшихся лиц. На роли подростков подобрали юные таланты в возрасте от 14 до 24 лет, причем, постарались отсеять максимально разные типажи, каждый из которых гармоничен в своей роли. Здесь вы увидите и персонажей, идеально вписывающихся в концепцию «дитя улицы», и мальчика-пианиста, который удивительным образом преображается, стоит только побрить его налысо. Актеры, сыгравшие подростков, не кажутся переростками, даже если им за 20, но многие из них играют своих ровесников.
Например, дочь Юлии Пересильд Анна воплотила образ девушки одного из пацанов, которого в сериале зовут Марат, или «Адидас младший». Для нее «Слово пацана» — не дебютная роль, но именно она однозначно даст взлет актерской карьере Анны, так как тяжелую судьбу ее персонажа психологи буду разбирать еще долго. Этот сериал принес известность целому ряду начинающих актеров: 15-летнему Леону Кемстачу, 23-летней Елизавете Базыкиной, 24-летнему Рузилю Минекаеву, 24-летней Анастасии Красовской и 25-летнему Славе Копейкину.
2. Узнать о казанском феномене
Не все были знакомы с этой эпохой, связанной с историей Казани 70-х-90-х, и сериал позволяет каждому зрителю коротко узнать о так называемом «казанском феномене». Сериал основан на книге Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», который и сам состоял в одной из банд почти два года. Автор издания, вышедшего в 2020 году, знает об этом этапе истории Татарстана не понаслышке. Но, согласитесь, закрыть глаза на прошлое не получится, ведь анализ ошибок в прошлом позволяет нам не совершать их в будущем. Самое главное — понять задумку автора: не повторять за героями, а сделать вывод — как не надо делать.
Если коротко, в Казани в 50-х годах построили завод «Теплоконтроль» и целый район вокруг него, в котором постепенно сформировалась банда, состоящая из подростков разного возраста, со строгой иерархией. К 70-м годам уже весь город был буквально поделен между различными группировками, которым могли заправлять бывшие военные или заключенные, в низшем звене состояли школьники в возрасте 9-12 лет. Эти банды объединялись по принципу проживания в том или ином районе или дворе и устраивали массовые драки за территории. На уличном жаргоне это называлось «делить асфальт». Сначала они занимались кражами, рэкетом, скидывая деньги «в общак», ближе к 90-м они превратились в «бизнесменов», использующих нелегальные методы обогащения.
3. Услышать потрясающий саундтрек
После выхода сериала его главная песня, исполненная на татарском языке, взорвала чарты. Мало кто знает, но Илья Барамия и Айгель Гайсина выпустили эту песню еще три года назад как саундтрек к сериалу «Топи» Владимира Мирзоева. Но по каким-то причинам в сериал песня не вошла и была выложена в составе одноименного альбома «Пыяла». Но к напряженным сценам криминальной драмы «Слово пацана» она подошла идеально. Однако, если вы будете слушать трек отдельно от видеоряда, то можете не получить то гнетущее впечатление, которое он дает в сериале. Если вам интересно, в песне исполнительница Айгель Гайсина поет о разбитом на осколки счастье, повторяя несколько раз подряд одни и те же строки.
4. Увидеть результаты воспитания потерянного поколения
В сериале не говорится в лоб, но подразумевается, что события происходит в конце 80-х в период, когда окончилась Афганская война, грядет перестройка, многие молодые парни вернулись из Афганистана с посттравматическим синдромом, родители вкалывают на заводах за копейки и выпивают по вечерам, а дети не хотят повторить их судьбу. Этот протест ярко показан на примере Марата — парня из обеспеченной семьи, он выражается в том, что юноша не тратит силы на работу или учебу, а только и делает, что отнимает у «чушпанов» (обычного населения) деньги, а также устраивает драки с другими бандами.
Другие, как Андрей, примыкают к группировкам, чтобы получить защиту от прессинга. В Казани в те годы многие ребята относили себя к каким-то бандам, так что простые школьники буквально голодали и не могли донести до школы деньги, выданные родителями на обед. А когда Андрей приходил домой побитый, мама не решала его проблему, погруженная в заботы о младшей дочери, ведь она растила детей одна, без мужа.
И так каждый взрослый до последнего момента не замечает проблемы, либо не знает, как ее решить. Пока родители погружены в процесс выживания в условиях перестройки, их дети находят свои ориентиры.
5. Увидеть пронзительную сцену с Айгуль
Героиня Анны Пересильд цепляет и вызывает сочувствие. Девочка из хорошей семьи влюбляется с парня из банды, который настойчиво добивается ее (а она ведь не сразу запала на него). Но героиня, похоже, не понимает, с кем связалась.
Однажды ее с персонажем Турбо отправляют в видеосалон забрать выручку, и в этот момент туда врываются бандиты из «вражеской» группировки, похищают ее вместе с видеомагнитофоном. Один их гопников насилует ее, после чего девочку забирает Вова Адидас, старший брат парня Айгуль. Но на этом страдания девушки только начинаются.
Мало ей пережитого надругательства в тот период, когда психотерапия еще не стала модным трендом, но даже родители не встают на ее защиту. Отец отказывается писать заявление, чтобы никто не узнал о том, что дочь «испорченный товар» — ее же еще замуж выдавать. И даже парень Марат не встает на ее защиту, когда пацаны настаивают на том, что по кодексу он не должен встречаться с «нечистой» девочкой. А зачем, спрашивается, он оставил свое сокровище без присмотра? В итоге Айгуль выходит из окна. Тема сексуального насилия раскрыта максимально глубоко и заставляет задуматься, как недалеко мы ушли от Средневековья по уровню развития.
6. Увидеть жизнь без прикрас
Этот сериал подойдет для тех, кто любит честные фильмы о жизни, со всей «чернухой». На фоне большинства популярных проектов о гламурной жизни подростков с Рублевки (как в сериале «Цикады», например), здесь показана суровая жизнь простых людей из 90-х. И многие, кто помнят то время, могут узнать в ком-то из персонажей себя. А может, наоборот, порадуются, что их эта тема обошла стороной.