Интеллектуальная собственность
Чтобы не попасть в ловушку собственных ожиданий, важно понять, что интеллектуальные способности человека на самом-то деле многочисленны. Чаще всего у каждого ребенка, да и у каждого взрослого, не один, а сразу несколько талантов. Причем касается это не только одаренных, но и обычных детей.
Существуют разные теории о том, как устроен интеллект, к единому мнению ученые пока не пришли. Но сегодня ясно одно: кроме математических и творческих способностей, пора выделить и другие. Популярная теория множественного интеллекта Говарда Гарднера как раз об этом. Суть в том, что недюжинные умственные способности мы демонстрируем обычно в нескольких областях, которые, как правило, между собой никак не связаны. Сам Гарднер выделил 9 типов интеллекта, при этом он не исключает, что на самом деле их даже больше:
Вербальный, или лингвистический, интеллект может проявляться в наличии особо тонкого чувства языка, умении говорить красиво, а также включает склонность к изучению иностранных языков, чтению или сочинительству.
Логико-математический интеллект — это талант мыслить абстрактно в сочетании с любовью к цифрам и всевозможным задачкам.
Музыкальный интеллект подразумевает хороший слух и отличное чувство ритма.
Пространственно-визуальный интеллект дает возможность мыслить в картинках и образах. Он отвечает за интерес к конструированию, всевозможным картам и схемам, лабиринтам и пазлам.
Телесно-кинестетический интеллект — про умение контролировать свое тело или виртуозно манипулировать предметами. Он есть у спортсменов, танцоров, хирургов, ремесленников, «мастеров на все руки».
Межличностный интеллект отвечает за умение замечать и анализировать переживания, эмоции и намерения окружающих.
Внутриличностный интеллект — способность сосредотачиваться на собственных мыслях и чувствах, а также умение жить в гармонии с самим собой.
Природный (по-другому — экологический) интеллект замечен у людей, любящих нашу планету, интересующихся миром растений, животных, сохранением ресурсов, сельским хозяйством.
Экзистенциальный интеллект отвечает за страсть к философствованию и глобальным вопросам про устройство бытия.
До 7 лет дети всегда играют в то, что их интересует, даже если нам кажется, что они увлечены совсем по-взрослому. Если педагоги или родители ограничивают ребенка в его играх, они ограничивают его и в развитии.
Памятка для родителей
У каждого ребенка, независимо от степени одаренности, должно быть время и место для занятий, которые ему действительно по душе. Продумать организационные моменты — тоже ваша зона ответственности.
Первые годы жизни — крайне важный период для формирования личности. Сейчас закладывается фундамент, на котором ребенок будет строить всю свою дальнейшую жизнь. Крайне важно, чтобы в этот период вокруг него были люди, которые уважают его интересы, особенно дома, в родных стенах. Именно поэтому так важно поддерживать увлечения малыша.
Самые сильные эмоции в ребенке пробуждают родители. Ваша включенность и неподдельное желание поддержать его усиливают мотивацию и дают толчок для дальнейшего развития в выбранном направлении. Талант расцветает наиболее активно, когда, кроме интереса, рядом есть человек, который тебя понимает и принимает таким, какой ты есть.
Если вы еще не разобрались, какие способности у вашего ребенка превалируют, давайте ему пробовать себя в разных сферах. Пользуйтесь всеми возможностями, какие у вас есть, включая бесплатные лекции и мастер-классы.
Поддерживать мотивацию и закреплять интерес можно, даже если вы очень заняты. Поинтересуйтесь на неделе, чем ваш ребенок сейчас особенно увлечен, а в выходные устройте по этому сюжету какую-нибудь тематическую игру.
Помните о том, что вы можете ошибиться. Например, если у ребенка хорошо развито чувство ритма, это не значит, что его автоматически ждет судьба музыканта. Кто знает, вдруг он рожден танцевать? Наблюдайте поэтому внимательно, как малыш реагирует на ваши предложения.
Если вы понимаете, что интерес появился серьезный, он постоянно усложняется и трансформируется, а желание расширять свои познания в выбранной области только возрастает, то к 3‒5 годам можно отдать ребенка в профильные кружок или секцию.
А можно и не отдавать. Тогда просто играйте с ним в то, что ему интересно. Ставьте препятствия, усложняйте постепенно задачу, придумывайте новые сюжеты.
Старайтесь отвечать на все вопросы почемучки. Если они слишком сложные, просите дать вам время для поиска информации.
Если ваш ребенок действительно одаренный, потребуется особый подход. Старайтесь делать все, чтобы он как можно больше двигался. Например, найдите шахматную секцию подальше от дома и ходите туда пешком. И обязательно развивайте его познания в тех областях, которые могут пригодиться ему в жизни. Ваша задача — сформировать у него удовлетворительный общий уровень эрудиции. И ищите для него компанию единомышленников. С «непрофессионалами» маленькие гении общаются очень неохотно, ведь в их понимании с простыми смертными говорить не о чем. А ведь коммуникационные навыки развивать надо.
Очень важно, чтобы до 5 лет педагог не ставил академические навыки выше творческого замысла. Жесткие рамки и требование действовать строго по образцу губят детскую фантазию.
7 признаков, что ваш ребенок — настоящий гений
На первых этапах очень способному ребенку все интересно, ему везде надо, он все хочет попробовать.
Чуть позже, обычно с 3‒4 лет, можно заметить уже стойкий и «узкий» интерес к какой-то одной области знаний.
В паре с настоящим талантом всегда идет умение хорошо сосредотачиваться. Одаренные дети овладевают этим навыком раньше, чем их сверстники.
Будущий гений ради своего увлечения готов проявлять и настойчивость, и упорство. Например, он смиренно поедет с вами на другой конец города, чтобы раздобыть недостающие детали для конструктора.
Свой интерес он будет все время развивать. Начинающий вундеркинд играет не по одному и тому же сюжету, а постепенно придумывает что-то новое, с каждым разом погружаясь в тему все больше.
Как правило, кроме ведущего интереса, все остальное не вызывает в нем отклика. Отсюда частый уход в себя и проблемы с коммуникацией.
Одаренным детям сложно понимать свои чувства и говорить о них, ведь времени на общение со сверстниками и оттачивание этих навыков у них остается мало. В результате им сложнее доверять людям: они не могут объяснить, что с ними происходит, а окружающие, естественно, их не понимают. Из-за этого гении часто растут ранимыми, капризными, эмоционально вспыльчивыми.
Больше полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на