Первое знакомство
Музыкальное восприятие активируется еще в период внутриутробного развития. Слух у малышей формируется первым из органов чувств. Это научно доказанный факт. Реакцию на звуковую волну физиологи регистрируют на шестом месяце беременности. И даже несмотря на то что 90 процентов информации получаем по зрительным каналам, физиологи все равно утверждают: слух первичен.
У нас есть два приспособленческих механизма: голос и движение. В экстремальной или просто новой ситуации первое, что делают малыши, — кричат или плачут и бегут к маме. Так они охраняют и защищают себя. И второй момент: двигательная реакция есть в принципе на любой звук, знакомый или незнакомый. Эти две схемы помогают ребенку адаптироваться к окружающей среде и выжить в ней. Если механизмы работают неслаженно, сбой идет по всей нервной системе. А музыка помогает их уравновесить.
Прослушивание полезной музыки развивает не только слух, но и способность интонировать — голосом передавать эмоцию. Этот навык очень пригодится, когда придет пора декламировать стихи с выражением.
Чем больше будет звуковых раздражителей, чем они будут гармоничнее и разнообразнее, тем крепче станут нейронные связи в структурах головного мозга. Этот механизм определяет работу нашей памяти. Ученые давно зафиксировали у новорожденных эффект узнавания. После рождения все малыши узнают мелодии, которые мама слушала во время беременности, затихают и очень быстро успокаиваются.
Первыми звуками, которые слышат малыши, становится биение маминого сердца, ее голос и пульсация внутренних органов. Все эти физиологические шумы вместе с качественной музыкой, песнями и стихами, которые мама декламирует во время беременности, способствуют закладке чувства ритма. А ритм в природе и во Вселенной есть везде. Начиная со смены времен года и времени суток и заканчивая ритмом, в котором работает нервная система. Чем четче у нее ориентиры, тем сильнее развиты центры, отвечающие за выдержку и самоконтроль.
Совет будущей маме
С 5–6-го месяца слушайте любую качественную музыку, кроме тяжелого рока. Не забывайте про классику. Во время сеанса похлопывайте слегка по животу в такт, чтобы подкрепить музыкальное впечатление. Читайте вслух детские стихи — Маршака, Чуковского, Барто. И пойте сами, если любите. Все эти практики очень помогут малышу.
Курс для продолжающих
Всевозможные исследования показали, что качественная музыка помогает малышам в любом возрасте тренировать координацию движений и чувство ритма. У ребенка, который привык ее слушать с детства, по статистике, будет лучше развита память и способность концентрировать внимание. Прекрасный стимул организовать хотя бы одну музыкальную паузу в день уже сегодня.
Для развития музыкальности, которая нужна и детям, и взрослым в повседневной жизни, нам нужны два умения — чувство ритма и звуковысотный слух, то есть способность различать тона и полутона. Существует много упражнений, для выполнения которых не нужно никакого специального образования. Справиться с простыми заданиями получится даже у тех, кому медведь прошелся по ушам. А при желании вполне можно натренировать и серьезные музыкальные способности. Если говорить о гениальной одаренности, то ее обеспечивают гены. Но до хорошего уровня дотянуться может каждый. Музыкальные способности можно натренировать, как мышцы в спортзале, но тут уже скорее нужен будет профессиональный педагог.
Если ребенок проявил интерес к настоящим музыкальным инструментам, ваша задача — его поддержать. Не ругать и не отгонять от гитары или пианино, а разрешить попробовать, пусть под вашим чутким контролем.
Простые упражнения
1. Пойте малышу колыбельные. И отбивайте ритм, слегка похлопывая его по спинке или ножке. Можно слушать любую музыку, которая вызывает у ребенка радостные эмоции. А вот заставлять его не нужно.
2. Пробуйте ставить классику. Если Моцарт не идет, поэкспериментируйте с Гайдном. Еще есть детские альбомы у Чайковского, Шумана и Прокофьева. Для первого знакомства лучше выбирать музыку, которая максимально понятна.
3. Расширяйте кругозор. Зацикливаться на чем-то одном всегда вредно. Кроме классики предлагайте разные жанры. Детям обычно очень нравятся джаз и блюз. И только тяжелый рок стоит исключить. В нем много элементов агрессии, и особо чувствительные и активные дети заводятся под него с полоборота.
4. Включайте хорошие песни. Современные детские хиты лучше тщательно отфильтровывать. Двух аккордов старайтесь избегать. Выбирайте что-то поинтереснее и посложнее и по мелодике, и по ритмике, и в первую очередь по содержанию. Как вариант, можно ставить добродушные хиты 70-х и треки из советских мультфильмов.
5. Напевайте во время ежедневных процедур. До 3 лет детям очень нравятся массажные песенки и игры, которые пришли на смену народным пестушкам и потешкам. Когда мама напевает слова и при этом поглаживает малыша. Тут принципиально важно сочетать звук голоса с прикосновением. Тогда вероятность, что у ребенка хорошо разовьются и музыкальные способности, и чувство ритма, и речевой центр, будет выше.
Упражнения посложнее
6. Поиграйте в «Угадай-ку». Когда музыкальный и звуковой багаж у малыша накопится приличный, спрячьтесь за креслом и по очереди поиграйте на настоящих, игрушечных или самодельных инструментах. Задача — на слух определить, что это было.
Предыдущий вариант игры можно усложнить, особенно если собралась большая компания. Заготовьте вместе с детьми два комплекта самодельных инструментов и разделитесь на два лагеря. Важно придумать, как разграничить вас в пространстве. Можно взять для этого ширму или натянуть веревку и повесить на нее покрывало. Теперь одна команда играет мелодию для второй, и та должна ее воспроизвести в точности.
7. Сделайте вместе «Книгу звуков». Для этого понадобятся альбом для рисования и карандаши. Нарисуйте на каждой странице любой предмет или даже явление, которое издает шум. Это могут быть и пустышка, которую сосет младший братик, и падающие с грохотом кубики, и петух с соседской дачи. А дальше предложите малышу озвучить все эти картинки.
Больше полезных и интересных материалов о детском развитии — в нашем канале на