1. «Четверка за контрольную? Почему не пять?»
Очень обидная фраза, которая опасна для самооценки ребенка. Нередко дети думают, что при помощи отметок взрослые, в том числе самые близкие, оценивают не уровень знаний, а их самих. Школьник может подумать, что недостоин родительской любви, если не способен порадовать мать и отца «правильной» оценкой. Гораздо эффективнее обсудить, что привело к плохому результату, и помочь ребенку наметить план, как исправить ситуацию.
2. «Да что эта Марьиванна вообще понимает!»
Далеко не всем везет встретить учительницу, которая и предмет знает идеально, и способна увлечь им весь класс, и справедливо оценивает результаты работы, и умеет поддержать ученика, если у него опускаются руки. Не исключено, что к преподавателям сына или дочери у вас немало претензий, но их лучше оставить при себе или обсудить с учителем напрямую. Если ребенок поймет, что вы не испытываете уважения к педагогу, то мотивация к учебе и хорошему поведению на уроках может уничтожена.
3. «Тех, кто плохо учится, только в дворники и берут»
Как бы чисто было на планете, если бы все двоечники и троечники действительно брали в руки метлу! Но в реальности все гораздо сложнее. Во-первых, успех в школе не определяет успех в жизни. Ребенок может с трудом разбираться в дробях и исторических перипетиях, но при этом обладать развитым эмоциональным интеллектом и умением договариваться с кем угодно. Благодаря этому бывшие двоечники нередко занимают руководящие должности. Ну а во-вторых, что плохого в профессии дворника? Главное ведь — любить дело своей жизни.
4. «Давай я напишу читательский дневник, а ты погуляешь»
А еще подготовлю доклад, нарисую картину, решу задачу… Казалось бы, отличная идея — сделать за ребенка домашнее задание и подарить часок-другой свободного времени, которое он сможет потратить на прогулку с друзьями. Но чему учит подобный подход? Тому, что выполнять «домашку» необязательно и можно запросто переложить ответственность на кого-то другого. Если ребенок не справляется, правильнее обсудить нагрузку с учителем.
Чтобы избежать проблем со зрением и осанкой у школьников, есть специальные гигиенические требования к объему домашней работы. Так, первоклассники вообще не должны сидеть за партой дома, дети во 2–3-м классе должны тратить на выполнение «домашки» по всем предметам не более 1,5 часа, в 4–5-х классах — не более 2-х часов, в 6–8-х классах — не более 2,5 часа, в 9–11-х классах — до 3,5 часа.
5. «Сделай сам, мне некогда»
Несмотря на то что домашняя работа — зона ответственности ребенка, иногда ему нужно помогать. Не брать всю работу на себя, а поддержать и найти вместе решение или нужную информацию, если, конечно, школьник попросил об этом. Старайтесь не делать прямых подсказок, а задавайте ребенку наводящие вопросы, описывайте разные способы найти ответ. А еще показывайте, как можно применять полученные знания на практике. Например, теория из физики становится интереснее, если попробовать провести эксперименты своими руками в музее занимательных наук.
6. «У тебя должны быть хорошие оценки по всем предметам»
Детей, которые с легкостью осваивают любые школьные предметы, немного. Как правило, у них хорошая память и развитый интеллект. Но это не значит, что все дети способны учиться на одни пятерки. Если вашему ребенку учеба дается с трудом, не заставляйте его зубрить все предметы подряд. Пусть выберет те, которые ему по-настоящему интересны, и углубляет знания. Не сомневайтесь: ребенок, который полюбит то, чем занимается, сможет добиться успеха. А тем, кого заставляют зубрить все подряд, очень сложно понять, что им на самом деле интересно.
7. «Вот Петя справился, а у тебя одни отговорочки!»
Соблазн сравнивать ребенка с одноклассниками, которые успешны в учебе, велик. Но делать этого не стоит: услышав подобную фразу, ребенок наверняка почувствует раздражение и по отношению к вам, и по отношению к тому самому отличнику. Сравнивать школьника можно только с самим собой: «В первой четверти тебе с трудом давались диктанты, а сейчас я вижу прогресс!» или «На прошлой неделе ты здорово справился с контрольной по математике, а сейчас результаты стали хуже. Давай разберемся, в чем дело». Оценивайте старания и стремления, а не баллы в дневнике.
8. «Мы же платим за учебу, как тебе может не нравиться?»
То, что вы выбрали для ребенка платное образование, не гарантирует интереса чада к учебе. А еще не обязывает школьника получать одни пятерки и дружить с одноклассниками. Это ваше решение, и ответственность за него тоже несете вы. Ребенок не сможет прыгнуть выше головы и не должен осуществлять ваши мечты.
9. «Двойка? Не переживай из-за ерунды»
По сравнению со взрослыми жизненными перипетиями, двойка в школе может казаться сущим пустяком. Но не спешите обесценивать переживания ребенка. Возможно, он долго и старательно готовился к уроку и низкая оценка для него — настоящая катастрофа. Обсудите, почему школьник принял это так близко к сердцу. Может, над ним смеялись одноклассники? Или учительница несправедливо оценила работу? Или чувствовал себя плохо? Поддержите ребенка и помогите найти пути решения проблемы. А еще почаще повторяйте: «Я люблю тебя, вне зависимости от твоих успехов в школе».