Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«А потом на уроке дети качают права» — заметки учительницы о младших школьниках

Учительница начальных классов Елена Кваскова рассказала, как подготовить ребенка к школе и какие нюансы нужно учесть.

12 августа 2022
«А потом на уроке дети качают права» — заметки учительницы о младших школьниках
Источник:
из личного архива героини

Все дети разные 

Пожалуй, начну с того, что я обожаю свою работу, не знаю у нее плохих сторон и всему найду оправдание. 

Но дети, конечно, бывают разные. Есть слабые, сильные и средние по успеваемости. Если говорить о поведении, то, я думаю, в каждом классе имеется парочка ребят, которые, так скажем, выделяются. Сложности бывают, но все решаемо. Главное, не опускать руки, а анализировать проблему и находить подход.

Каждый ребенок в моем классе приходит подготовленным к учебному году. Когда я набирала первоклассников, были дети, которые не умели читать. Но в течение года эта проблема решилась — родители усиленно занимались со своими детьми во внешкольное время, я постоянно объясняла лично важность такой работы, и, как результат, дети быстрее освоили чтение.

Типичные ошибки родителей 

Самая заметная — это когда родители закупились школьной одеждой еще в мае, а за лето дети выросли. Еще я заметила, что некоторые безответственно относятся к сменной обуви. У меня были случаи, когда дети весь учебный день сидели в теплых зимних ботинках, а потом в них же шли на продленку. Страшно представить, что происходило с их ногами. Мне кажется, обеспечить комфорт в школьной одежде — важная задача родителей, неудобная одежда и обувь могут влиять даже на качество учебного процесса.

Готовность ребенка к школе заключается не только в умении читать и удерживать внимание: завязывать шнурки и застегивать пуговицы тоже очень важно. Некоторые родители не понимают, что ребенок должен сам уметь выполнять базовые вещи: самостоятельно есть, одеваться, раздеваться. Те родители, кто делает это за ребенка (якобы быстрее будет), просто не думают о последствиях. В школе таких детей сразу видно, и им приходится очень сложно. Период адаптации у них затягивается. Их могут не принимать одноклассники, ну и, конечно, психологический дискомфорт влияет на успеваемость в учебе.

Успеваемость зависит от режима ребенка и дисциплины дома. Есть исключения, когда, например, ребенок по состоянию своего здоровья не может быстро усваивать какие-то вещи. В таком случае необходимо подключать помощь профессионалов.

«А потом на уроке дети качают права» — заметки учительницы о младших школьниках
Источник:
из личного архива героини

Домашнее задание под силу каждому

По моим наблюдениям, большинство детей сейчас делают домашнее задание самостоятельно. У родителей просто нет возможности после работы заниматься еще и уроками школьников. Но проблема в том, что дети часто не заморачиваются с домашним заданием, а просто списывают его из интернета. Я всегда говорю детям, что они могут ко мне подходить после уроков, чтобы разобрать непонятную тему. Я даже открыла кружок для учеников, которым нужно больше времени на усвоение темы. Мы в спокойной обстановке разбираем все непонятное еще раз. Но в идеальном мире у ребенка должна быть возможность и дома обратиться за помощью, а родителям следует хотя бы время от времени интересоваться происходящим в тетрадях.

Если дома есть проблемы, ссоры с родителями, ребенку наверняка будет не до уроков. Плохое настроение, отсутствие интереса — все эти причины нужно учитывая и прорабатывать индивидуально. У успевающих детей все по расписанию: есть четкие правила и режим. Также родители занимаются с ними дополнительно.

Как договориться с ребенком

Я читаю много книг по детской психологии и сейчас пошла учиться на детского психолога, так как мне очень важно уметь договариваться с детьми. Плюс веду свой блог в соцсети. Я не наказываю, никогда не ору — просто разговариваю и ставлю в приоритет их чувства. Это важно! 

Сейчас в моем классе есть девочка-лидер. К нам пришла новенькая — полненькая девочка, которая сразу же получила от лидера класса неприятное «толстуха!». Все посмеялись. Я понимала, что будет катастрофа — все потянутся за лидером и будут оскорблять новенькую. Мои страхи оправдались. Никто не хотел с ней дружить, ее обзывали и не звали играть. Тогда я подошла к девочке-лидеру и сказала: «Настя, мне нужна твоя помощь. Наверное, ты заметила, что к нам пришла новая девочка. Все ребята к ней плохо относятся. Я думаю, что ей очень нелегко в нашем коллективе. Могу я тебя попросить поговорить со своими друзьями и объяснить им, что вес не влияет на личные качества человека? Я уверена, что у тебя получится, и нашей новенькой будет приятно учиться в нашем классе». Конечно, я прекрасно знала, что это она завела класс, отсюда и такой подход. Спустя неделю девочку перестали обзывать.

Топ-3 книги для лучшего понимания детской психологии:

Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»

Н. И. Козлов «Простое правильное детство»

Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».

«А потом на уроке дети качают права» — заметки учительницы о младших школьниках
Источник:
из личного архива героини

На детей, как бы банально это ни звучало, очень сильно влияет телефон. Родители особо не контролируют, что их дети смотрят, читают, во что играют и на каких сайтах сидят. А потом дети выкрикивают на уроке: «Не имеете права!», рассказывают мне, что я должна и чего не должна. В принципе это нормально — мир не стоит на месте, дети нового поколения тоже будут другими. Но родители должны научиться разговаривать со своим ребенком и понимать его. Рекомендую также почитать книги про психологию детей и поиски подхода к ним. Таких книг сейчас очень много. 

У детей должно быть детство 

Не нужно готовить ребенка к школе в 3-4 года — заставлять учить алфавит, считать примеры и прочее. У ребенка должно быть детство. Пусть учится завязывать шнурки, исследует мир, пробует что-то новое. Нельзя гиперопекать ребенка — он вырастет неуверенным в себе. Начинайте подготовку лет в 6, но учитывайте особенности ребенка. Ни в коем случае нельзя заставлять и приказывать — ребенок сам должен захотеть учиться, вы можете только мотивировать его и преподносить уроки в форме игры. Ребенок должен хотеть ходить в школу, а не с ужасом думать о ней. 

Читайте также: «Выбирать себя всегда и везде!» 6 вещей, которым мама должна научить дочь

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения