«Я даже из-за двойки не плачу. А надо?»
У сына в 6-м классе есть девочка, очень трудолюбивая, круглая отличница Влада. Она плачет, когда получает четверку. Каждый раз! Несчастная креветка заливается слезами, если учитель не поставил ей пять. Узнав об этом, я испуганно спросила: «Ты же не плачешь из-за четверки?» «Я даже из-за двойки не плачу, — пожал плечами сын. — А надо?» «Не вздумай!» — И я показала ему кулак.
До повсеместного введения ЕГЭ, когда был важен средний балл в аттестате, были серебряные и золотые медалисты, текущие оценки еще имели какой-то вес. Но сейчас-то, когда высшее образование стало платным, чего из-за оценок убиваться?
Однажды меня включили в школьный чат, который назывался «Даешь пятерки!» Мамы одноклассников круглосуточно сверяли домашку, обсуждали контрольные, проверочные и выкладывали скрины электронных дневников с пятерками. Не передать, как сильно портилось у меня настроение, когда мама Антона, к примеру, выкладывала шесть пятерок, полученных Антоном за один день, со словами: «Сынуля сегодня собрал славный урожай». Тоскливо я открывала Вовкин электронный дневник и обнаруживала двойку по английскому, тройбан по математике и пятерку по физкультуре с припиской от учителя: «Молодец!» Пришлось мне тот чат покинуть: регулярно я бы смогла хвастать только пятерками по физ-ре, а они там не котировались.
«Не дружи с этим двоечником!»
Иногда я думаю, чем станут заниматься мамы, зацикленные на учебе своих детей, если в наших школах вдруг прекратят объявлять оценки. Наверное, совсем никак не оценивать детскую учебу нельзя. Но не сообщать об отметках ведь можно? К примеру, в Дании до 9-го класса ни один школьник не получает оценок. Датчане уверены, что оценка — худшая мотивация к работе. В Стокгольме детям до 6-го класса не ставят оценок и не задают домашку. Интересоваться школьной успеваемостью в Ирландии — это дурной тон. Все равно что спросить, какая у тебя зарплата. Местные учителя никогда не зачитывают вслух детские оценки — ни плохие, ни хорошие. Записывают их в свой журнал карандашиком и — могила. Дети не знают, что им поставили, а значит, и родители не нервничают. «Не дружи с этим двоечником!» — ни одна ирландская мать не может произнести эту фразу своему сыну, поскольку ну а вдруг тот отличник.
Если оставить детей в покое и прекратить ежедневно визировать электронный дневник, мир с ног на голову не перевернется. И вообще ничего особенно не изменится. Ну получил ребенок сегодня тройку. Завтра будет пятерка. Почему некоторые мамы воспринимают отметку как сверхценность? Боюсь ошибиться, но выходит, что для большинства таких мам, оценка ребенка — это единственный способ самореализации. Просидит она весь вечер над своим несчастным дитем, вспоминая правила деления дробей, потом прочитает про первый крестовый поход, вот вроде бы и смысл жизни появился. А если завтра сынуля еще и пятерку принесет, то и вовсе не зря живет такая мама на белом свете.
Но что же дети? А дети под колпаком: их без конца контролируют, они растут инфантильными, слабыми и беспомощными, совершенно не представляя, чего им хочется. Им лично, а не их мамам. Даже на день рождения они не могут придумать себе подарок. Не потому что все есть. А потому что мама знает лучше, и она лучше придумает. Потом они вырастают и не понимают, кем хотят быть — никем не хотят. И жениться не хотят. Хотят жить с мамой. Вечно. Не думаю, что мамы стремятся именно к такому результату.
Мне кажется, если у ребенка единственная цель — это хорошо учиться в школе, то это неправильная цель. С такой целью недалеко до невроза или даже депрессии. Абсолютно ничего в жизни вашего ребенка и уж тем более, в вашей жизни, не зависит от каких-то школьных отметок!
Отличники далеко пойдут?
Школьные учителя частенько повторяют: «Отличники далеко пойдут». С этим можно поспорить. Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс, Стив Джобс, Генри Форд, Дональд Трамп были троечниками. Психологи утверждают, что именно среди троечников самый высокий процент мыслящих нестандартно. В конце 2006 года компания «Ромир» провела исследование и выяснила, что среди бизнесменов троечников почти вдвое больше, чем отличников. А если дела обстоят так, то какого лешего мы отравляем детям школьные годы, требуя от них пятерок?
P.S. Пока я писала этот текст, одна знакомая мама прислала сообщение: «Оценки за тест выставили. У Даши тройка. У Глеба тоже. Что у вас?» Я даже электронный дневник открывать не стала, чтобы проверить. В конце концов, это ребенок учится, и это его путь. Даже если там двойка, то это его двойка, а не моя. Надо позволить детям быть самостоятельными — только так они станут сильными и счастливыми. А не об это ли мечтает каждая мама?