Аденоиды (по-другому — глоточная миндалина) — это периферический орган иммунной системы. И хотя на сцену он выходит не сразу, зато в свой час исполняет едва ли не сольную партию длиной в несколько лет.
Вплоть до года аденоиды воспаляются редко. Главных причин две. Во-первых, глоточная миндалина на этом этапе еще развита не полностью. Во-вторых, малыши редко контактируют с большим миром, своими сверстниками и старшими детьми, так что шансы встретиться с инфекцией невелики. Однако ситуация меняется очень скоро. Уже в 2 года «светская» жизнь карапуза, как правило, налаживается, а с ней заметно увеличивается риск заражения. С этого самого момента в оборонную эстафету включаются аденоиды.
Важная деталь
Глоточная миндалина является частью лимфоидного аппарата глотки, еще точнее — лимфоидного кольца Вальдейера-Пирогова. В его состав входят также нёбные, трубные и язычная миндалины. Все эти детали призваны защищать дыхательный тракт от агрессий внешней среды. Только вот в строй они входят в разные сроки. Первыми заступают аденоиды. Как и другие составляющие лимфоидного кольца, они состоят из лимфоидной ткани.
Ее главное предназначение — реагировать на воспалительные или аллергические процессы, запущенные инфекционными агентами или аллергенами. Благодаря этой особенности аденоиды вырабатывают иммунные клетки и контролируют местный иммунитет, защищая слизистые оболочки носа и околоносовых пазух от вражеских вторжений. Более того, до 5–7 лет они остаются основным фильтром на пути у инфекции. Именно поэтому бактерии и вирусы, которые вызывают острые респираторные заболевания, в этом жизненном интервале часто провоцируют воспаление аденоидов (аденоидит) или их разрастание (гипертрофию аденоидных вегетаций). Если удалить миндалину в раннем возрасте, ребенок останется без иммунного барьера. А это уже прямой путь к частым ангинам, бронхитам и даже пневмониям.
Особенно часто аденоидит и гипертрофия аденоидной ткани наблюдаются у детей со светлыми волосами и голубыми глазами. У них лимфоидный аппарат от природы более слабый. По этой же причине малыши- блондины чаще болеют.
Возрастной ценз
По мере роста ребенка аденоиды продолжают развиваться и приобретают пористую структуру губки, которая позволяет впитывать максимум микробов, частичек пыли, аллергенов. Однако с годами роль этого органа постепенно сводится к нулю. В среднем после 6–7 лет защитную функцию начинают выполнять созревающие к этому моменту нёбные миндалины. В пубертатный период в районе 11–13 лет аденоидная ткань под воздействием гормонов и вовсе начинает уменьшаться. В итоге у 90% взрослых людей она полностью исчезает, а у 10% остается в виде маленького бугорка.
Опасная близость
Максимально активно аденоиды работают до 7 лет, и все это время они могут расти. Однако их габариты необходимо контролировать. При отсутствии воспаления I и II степени разрастания считаются физиологичными, а III сразу признается патологией. Однако кроме размеров аденоидов важно учитывать и направление их роста.
Одна из основных опасностей увеличения глоточной миндалины –нарушение носового дыхания, которое может привести к хронической нехватке кислорода, деформации лицевого скелета и прикуса. Эта проблема возникает в том случае, если аденоиды прорастают в задние отделы полости носа. Вторая угроза — развитие отитов (воспаления среднего уха), способных вызывать временную и даже необратимую глухоту.
Носоглотка имеет форму купола. Сверху свисает аденоидная ткань, а по бокам находятся устья слуховых труб, по которым в норме воздух попадает из носоглотки в барабанную полость. Если глоточная миндалина разрастается в стороны, она может оказаться в опасной близости от них. В таких условиях в ухо вместе с воздухом попадет слизь, содержащая микробы, и начнется отит. Если аденоиды будут постоянно блокировать устья слуховых труб, отит может приобрести рецидивирующую или хроническую форму, что повлечет за собой стойкое нарушение слуха. В возрасте 2 лет такая помеха препятствует развитию речи, ведь этот навык развивается только при условии, что малыш хорошо слышит. В таких обстоятельствах, как правило, требуется хирургическое вмешательство.
Два варианта
Причинами чрезмерного роста чаще всего становятся либо воспалительные процессы, к которым приводят острые респираторно-вирусные заболевания (ангина, грипп, банальные «простуды»), либо аллергические реакции. Сама же гипертрофия — феномен чисто физиологического порядка. Это всего лишь следствие усиленной функции лимфоидной ткани в связи с высокой потребностью в защите. Как только контакты с внешним миром начинают расширяться, организму необходимо нарабатывать иммунитет и учиться справляться с инфекциями.
Однако на агрессию извне аденоиды реагируют по-разному. При аллергии они отекают и, как только раздражающее вещество устранено, возвращаются к своим прежним размерам. При воспалительных процессах аденоиды могут и отекать, и разрастаться. Разрастание происходит за счет микрорубцевания тканей в ответ на вторжение инфекции. Чем чаще малыш болеет острыми респираторными заболеваниями и чем серьезнее и длительнее их течение, тем больше вероятность патологических изменений. Ведь лимфоидная ткань будет менять свою структуру после каждой вирусной или бактериальной атаки, все больше прибавляя в объеме.
Особые приметы
Увеличение аденоидной ткани (вследствие отека или гипертрофии) может констатировать только врач. Задача родителей — обратить внимание на характерные симптомы. К ним относятся ухудшение носового дыхания и слуха, ночной храп, темные круги под глазами, общая вялость и обильное выделение слизи, которая провоцирует насморк или кашель. При этом у «аденоидного» кашля есть особые приметы. Как правило, он усиливается после сна, когда малыш встает с постели, или во время физической активности. В часы покоя происходит застой слизи, которая скапливается в аденоидах. Но как только ребенок принимает горизонтальное положение, пускается в пляс или вскачь, она начинает стекать вниз и раздражать стенку глотки, вызывая рефлекторный кашель.
При аллергической реакции симптомы нередко те же, только слизь чаще появляется из носа, при этом она обычно прозрачная и по консистенции напоминает воду.
Ежедневная основа
В целях профилактики, особенно если малыш ходит в детский сад, «защитный фильтр» нужно постоянно чистить, иначе он не сможет выполнять свои прямые обязанности. Пользоваться лучше носовыми душами, которые обеспечивают струйную подачу жидкости. Обычными спреями смыть микробы с аденоидов не получится. Процедуру следует проводить 2 раза, утром и вечером (до и после детского сада). Само орошение должно длиться несколько секунд.
Труднодоступное место
Аденоидит и гипертрофию аденоидной ткани неопытному врачу и родителям легко принять за аллергию или обычный насморк (ринит). Осматривать ребенка с такими симптомами должен ЛОР-врач. Глоточную миндалину можно осматривать через нос, однако этот способ малоинформативен. В таком ракурсе рассмотреть ее со всех сторон не удастся. Если искривлена носовая перегородка, увидеть миндалину тоже не получится. Пальцевое исследование довольно субъективно: врач заводит палец за мягкое нёбо и щупает аденоиды, определяя на ощупь их размер и консистенцию. Более четкую картину дает рентген, но он не показывает, в какую сторону при дыхании и глотании двигаются аденоиды и как близко они расположены от устьев слуховых труб. Самый современный метод диагностики − эндоскопия. Он позволяет оценить ситуацию по всем параметрам.
Верный курс
Снять отек лимфоидной ткани не всегда бывает легко. При аллергии необходимо сдать анализ крови или сделать кожные пробы, чтобы выявить конкретное раздражающее вещество. Дальше необходимо пресечь любые контакты с аллергенами. Параллельно врач назначит лекарства, которые снимут отек. Как правило, это антигистаминные средства и гормональные препараты. Бояться последних не нужно. В состав таких лекарств входят нестероидные гормоны, к которым не возникает привыкания. Однако детям до 3 лет их прописывают лишь в исключительных обстоятельствах.
Если отек вызвала инфекция, потребуется помощь ЛОР-врача и комплексный подход к лечению. Если окажется, что аденоиды увеличены за счет гипертрофии, ситуация носит хронический характер и налицо осложнения, доктор направит ребенка на операцию.
Решительная мера
Существует два основных способа удаления аденоидов (аденотомии).
В первом случае операция проходит под местной анестезией и длится максимум 1−2 минуты. Врач удаляет миндалины резким движением руки с помощью специального хирургического инструмента аденотома за 2−3 подхода, действуя при этом вслепую. Во время процедуры ребенок сморкается и плюется кровью. Чтобы избежать психологической травмы, впечатлительным детям врачи могут посоветовать препараты отсроченного действия, которые вызывают ретроградную амнезию. Их вводят до операции внутривенно. Во время аденотомии малыш находится в полном сознании, а сразу после нее засыпает. После пробуждения он не помнит, что происходило с ним после укола, чудесным образом забывая пережитое. Единственная оговорка: у таких «волшебных» препаратов имеются противопоказания. Если осложнений нет, ребенок отправляется восвояси в тот же день.
Второй вариант — аденотомия под общим наркозом. Операция длится от 30 минут до часа и проводится под контролем эндоскопа, поэтому врач может контролировать свои действия. Несмотря на плюсы, такой вариант подходит не всем. Сильные анестетики — это наркотические вещества, которые воздействуют на весь организм, в том числе на мозг. По этой причине после наркоза малыша оставляют в больнице на несколько дней. Так что одного желания родителей недостаточно. Необходимо веское «за» и отсутствие противопоказаний. Кроме впечатлительности, аденотомия под общим наркозом может потребоваться и в других случаях. Если миндалина вросла в полость носа, другим методом ее просто не удалить. Если после классической аденотомии она разрослась снова, вторую попытку лучше делать под эндоскопическим контролем. Часто после первой операции образуются спайки, которые необходимо аккуратно рассечь. Чтобы сделать это, их важно видеть, и ребенок при этом не должен мешать.
Больше интересных и полезных материалов о здоровье детей — в нашем канале на