СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ Позвольте поздравить вас с премьерой спектакля театра им. Пушкина «Много шума из ничего», где вы играете Беатриче. А что у вас нового в кино, на телевидении?АЛЕКСАНДРА УРСУЛЯКСпасибо. На телевидении, на Первом канале, осенью ожидается премьера 12-серийного фильма про Екатерину Фурцеву. Там я играю ее подружку молодости Фиру Лившиц. Через годы они встречаются: Фурцева – руководящий работник, Фира живет в лагере, чтобы быть рядом с любимым человеком. Вот такие разные судьбы.
С.Р. Театр, кино занимают много времени, и многие мамы-актрисы переживают, что недостаточно общаются с детьми. А у вас ведь их двое…А.У.И я, конечно, переживаю. И меня эти призраки материнского чувства вины преследуют. Хотя я на сто процентов убеждена в том, что дети более счастливы, когда знают, что их родители чем-то заняты, где-то востребованы, помимо семьи. Но иногда случается перегиб. Допустим, когда у меня выпуск спектакля, меня не бывает сутками. Но случаются дни, когда я все время только с ними. Никого нет – ни няни, ни бабушки, ни дедушки, только я и они. И каждое лето, целый месяц я провожу с девочками в Черногории, где у моего папы дом.
Сестра больше чем друг. Cамой большой мотивацией к появлению насти у меня было желание, чтобы у Ани была сестра.
С.Р. Расскажите о девочках. На кого они похожи?А.У. Все говорят, что внешне они обе – вылитый папа. Хотя я считаю, что младшая, Настя, все-таки напоминает меня. Тут как-то открыла свои детские фотографии и увидела, как я все-таки похожа на своих детей. Что касается характера… Какую-то первую характеристику можно дать уже в роддоме. И со временем это не меняется, суть остается. Аня, например, очень покладистая. При том что у нее есть характер, что у нее очень сложная внутренняя жизнь. Но я помню, как в роддоме на каталке везли детей, которые орали хором, а один мальчик кричал прямо Ане в ухо. А она лежала тихо, очень интеллигентно, и молчала. Она и сейчас такая. И ей нравится все, что касается актерства, на том уровне, который есть в детском саду. Я прихожу на их праздники и вижу, с какой радостью, серьезностью и самоотдачей она к этому относится. И у нее неплохо получается. Думаю, она уже заражена вирусом актерства. Настю можно назвать более домашним ребенком, чем Аня, просто потому, что она младшая. Настя очень хочет в детский сад. У нас скандал каждое утро, потому что Аня туда идет, а Настя нет. Вообще старшая сестра для Насти большой авторитет, она все за ней повторяет.
С.Р.Ваш папа, режиссер Сергей Урсуляк, был против того, чтобы вы стали актрисой. А вы как отнесетесь к подобному выбору дочерей?А.У. Нет, я не буду против.
С.Р.А что скажет ваш папа?А.У.Мой папа пока, как я думаю, еще не вполне обрел статус дедушки. Он внутренне очень сопротивляется старости, и ему кажется, что дедушка – это как-то неприлично. При том что он – молодой симпатичный дед. Постоянно на телефоне, постоянно узнает, что у нас и как. Но возиться с маленькими детьми для него большой стресс. Думаю, когда внучки преодолеют уровень горшка, он включится. А пока ему очень нравится снимать кино. И слава богу! А у нас есть еще две бабушки и дедушка с папиной стороны (папа – актер Александр Голубев). Вот тот – дедушка-предедушка! Он и поиграть с внучками готов, и поделать что-то. Вообще бабушки и дедушки нам очень-очень помогают. Они приезжают по очереди, и это очень хорошо, потому что девочкам не бывает скучно и грустно без меня – персонажи все время меняются. Вот тебе одна бабушка, вот другая, тут вдруг папа со съемки приехал, а там, глядишь, и у меня выходной. Разнообразие! А еще старшая частенько со мной на работу ходит.
С.Р.И когда Аня впервые побывала на спектакле?А.У. Она уже много раз была, любит театр и зритель очень восприимчивый. А первым спектаклем стал «Остров сокровищ» в нашем театре, который, вообще-то рассчитан на мальчиков 11–12 лет. Начинается он с довольно страшной синтезаторской музыки, при этом люстра над залом медленно-медленно гаснет, а потом вдруг вновь резко зажигается! Затем опять воцаряется полная темнота, и на сцену со свечкой выходит слепой Пью в черных очках.
С.Р.Просто фильм ужасов! Для подростков в самый раз. А сколько было Ане?А.У.Года два. В общем, она всего этого испугалась, и мы ушли. Но представьте себе, что первым спектаклем, который увидела Настя, тоже в два года, опять стал «Остров сокровищ»! «Аленького цветочка», «Кота в сапогах» нужно было ждать, а «Остров» был в ближайший день, я и повела. До сих пор не пойму, как меня угораздило! Настя сразу не ушла, мы выходили из зала и возвращались. А Аня в это время уже спокойно сидела одна в зале и смотрела.
Я уверена, что дети более счастливы, когда знают, что родители, кроме семьи, чем-то заняты.
С.Р. А с каких лет, считаете, надо детей водить в театр?А.У. Думаю, с двух и надо. Но, конечно, не на «Остров сокровищ», а в кукольный, в театр зверей. Скажу по секрету (может быть, я этим в папу): я не умею развлекаться детскими играми. Мне это дико скучно. Зато настоящее удовольствие приносит просмотр вместе с детьми всяких представлений. Включается некий механизм, когда ты начинаешь смотреть на представление глазами своего ребенка и все эмоции, пережитые впервые в детстве, переживаешь вновь. Причем в пять раз сильнее, чем твой ребенок переживает! И это, по-моему, очень естественно, ведь родитель за ребенка всегда переживает даже больше него самого. И хорошее, и плохое. Так вот, когда мы ходим с Аней на различные представления, дочке бывает очень интересно или не очень, а я кайфую всегда! Я ее обнимаю, что-то досказываю, пересказываю, меня просто переполняет восторг, эмоции…
С.Р. Была ли какая-то психологическая разница в ощущениях при рождении первого и второго ребенка?А.У. Да, да. Обе они были запланированы. Но первая – очень молодой девушкой, 22-летней, а вторая – тоже молодой, но чуть более соображающей. С Аней я долго не понимала, где, что, зачем, почему. И, конечно, при всех плюсах помощи моей мамы сейчас мне кажется, что общение матери и младенца – это такой интимный момент, что их, может быть, надо оставлять наедине.
С.Р.А папа?А.У.А папа? Не знаю… Папы бывают разные. Бывают те, которые в это дело легко включаются.
С.Р.Папа Ани и Насти был включен?А.У. Да, был, конечно, но тогда, когда родилась Аня, у нас был такой треугольник: моя мама, я и мой муж. А в нем терялся ребенок. Честно говоря, я вообще не знаю, как должно быть, когда рождается ребенок. Может быть, вообще не нужно мужчин подпускать к этому делу? Эта мысль о том, что мама и папа на равных должны делать одно и то же: менять подгузники, кормить, укачивать… Не очень-то я в этом уверена. По-моему, это какая-то современная надуманность. Например, я знаю одну семью, у которой родился четвертый ребенок, а старшие их дети уже институт заканчивают. Так вот, меня безмерно удивило, когда я узнала, что в их большом доме жена с младенцем обосновались в отдельной комнатке, чтобы не мешать мужу. А теперь я понимаю, как это правильно. Почему нужно засорять семейные, уже порой и так изживающие себя отношения, лишними проблемами? Зачем, если ты взрослая, умная женщина, уже родившая нескольких детей, если ты одним пальцем знаешь, как и что делается, притягивать к этим делам еще и мужа? Ну пусть человек спит, а не бежит в четыре руки менять подгузник.
С.Р. Но разве папы мешают, если сами хотят помочь?А.У. Не знаю… Могу сказать, что со вторым ребенком я уже понимала, что ни на кого не хочу рассчитывать. Единственное подспорье было – это моя няня, очень хорошая, опытная. Я же Настю родила и сразу, через 10 дней, побежала работать. И это во многом благодаря няне. Мы жили буквально по секундам, поскольку необходимо было сохранять мое молоко.
С.Р.Зачем понадобилось так торопиться?А.У.Приехал режиссер из Латвии и ставил спектакль, где у меня была главная роль. И я, будучи еще беременной, сказала, что рожу и, если все будет в порядке, сразу приду. Не могла же я отказаться!
И задержалась с родами аж на две недели, что в моей ситуации было катастрофой – на послеродовый домашний период осталась лишь неделя с лишним. Слава богу, роды были благополучными, да и Настя оказалась очень спокойным, чудесным ребенком. Просто не девочка, а подарок, даже родилась в Рождество Христово!
С.Р. А как Аня восприняла появление Насти?А.У. Она очень ждала сестру, очень ее любит и очень мне помогает. И я вижу, что у них существует особая связь. Брат, сестра – это ведь больше чем друг, это такая поддержка на всю жизнь. Самой большой мотивацией к появлению Насти у меня было желание, чтобы у Ани кто-то был.
С.Р.А, что нужно делать, чтобы дети были счастливы?А.У.Я не знаю… Счастье ведь очень абстрактное понятие, и, конечно же, это то, что находится внутри нас самих, то, что мы сами рождаем. Конечно, надо максимально стараться помогать находить его. С другой стороны, я знаю немало замечательных, умных людей, у которых было не очень счастливое детство. И я знаю, что из-за каких-то жизненных проблем, болей, даже детских, эти люди выросли такими неравнодушными к другим людям, с открытой, чувствительной душой. И вот не знаешь, что лучше. Лучше вырастить ребенка, который абсолютно благополучен, у него абсолютно нормальная, здоровая нервная система, но… Вдруг он будет не способен на какие-то тонкие чувства? Туповат в душевном плане? Поэтому я думаю, что, возможно, те огрехи, которые родители допускают в воспитании (и я допускаю), могут быть толчком как к плохому, так и к хорошему. В основном человек сам выбирает путь, в этом я абсолютно уверена. Я очень верю в своих детей, я молю Бога, чтобы они делали свой выбор правильно, потому что никто, кроме них, его не сделает.