СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ С чего начались ваши отношения – с фигурного катания или с симпатии?
МАРИЯ ПЕТРОВА Мы увидели друг друга на чемпионате мира в Японии. Мне было 16 лет, Леше – 22. Помню, мне очень понравился его голос. Но я в то время выступала с Антоном Сихарулидзе – с Алексеем на льду судьба нас свела только через четыре года. А когда встали в пару, цель была одна: кататься и побеждать. Так что о любви я и не помышляла. Все получилось само собой, хотя поначалу Алексей был противником близких отношений…
АЛЕКСЕЙ ТИХОНОВДа, было такое. Просто мы с Машей не только хорошо катались, но и прекрасно общались. И многим, в том числе нашим тренерам, казалось, что мы непременно должны быть вместе и в жизни. Я же считал, что эти отношения будут спорту мешать. К тому же не люблю, когда мне что-то навязывают, к чему-то подталкивают. Все это вместе вызывало внутреннее сопротивление. Но Маша – красивая и мудрая девушка – никогда на меня не давила. Просто ждала, как это умеют делать женщины. И наступил момент, когда я увидел, что с ее стороны никакого натиска нет, взглянул на все иначе и пошел навстречу.
С.Р. Хороший совет для девушек: не давить.
А.Т.Да-да. Конечно, Мария мне нравилась, но фигурное катание тогда для нас обоих стояло на первом месте. Я долго опасался, что, совмещая личную жизнь и лед, мы что-то потеряем, упустим в спорте. А когда пришла любовь и отношения вышли за пределы катка, произошло чудо: эти перемены только добавили нам на льду остроты, красоты и чувственности. И профессионалы, и зрители сразу это заметили. Оказалось, я ошибался: любовь – не помеха спортивным достижениям.
С.Р. Чтобы стать чемпионами мира, нужны какие-то особенные качества?
М.П.Нужен талант и огромное трудолюбие. При этом не всегда одаренный человек достигает высокого результата. В какой-то момент он может сойти с дистанции. Без труда талант просто пропадет, а упорство может раскрыть не сразу заметные задатки.
Но если у ребенка хорошая координация, он не боится льда и хочет кататься, то вам – в фигурное катание! Правда, не всегда в юном возрасте дети хотят тренироваться.
С.Р. И надо заставлять?
М.П.Это сложный вопрос. К примеру, наша дочь Полина – в феврале ей будет пять – в прошлом году занималась хореографией с удовольствием. А в этом, когда требования тренера возросли, стало сложнее, ей уже не так нравится. Хотя она у нас гибкая, любит танцевать и способности есть… Приходится уговаривать. Не заставляем, но стараемся донести, зачем это нужно: чтобы красиво двигаться, танцевать, быть женственной.
С.Р. Вы не против серьезного спорта для Полины?
А.Т.Мне бы хотелось, чтобы в детстве дочь занималась фигурным катанием потому, что в нем гармонично совмещаются и спорт, и искусство. Для девочки это замечательно – как в плане творчества, так и физического развития.
М.П.Мы оба за то, чтобы спорт присутствовал в жизни дочки, но совсем не обязательно, чтобы это были именно коньки. Мне, например, также нравится теннис. Тем более уже сейчас понятно, что Полина пошла в папу и будет не такой миниатюрной, как я. Станет ли дочь профессиональной спортсменкой? Все будет зависеть от ее выбора.
С.Р. А характер Полины больше папин или мамин?
А.Т.Когда она рядом с Машей, все говорят, что похожа на нее, когда со мной – на меня. Дочь очень упряма – в хорошем смысле этого слова. В свои юные годы уже знает, чего хочет, и переубедить ее сложно. Возможно, но требуется как следует все объяснить.
М.П.Поля вообще от нас многое взяла. Правда, когда вредничает, Алексей говорит, что на меня похожа. Она не покладистая, но мне нравится ее характер. Люблю, когда в детях живет чертенок! В Полине он точно есть! Не знаешь порой, чего от нее ожидать. Озорная! Особенно с бабушками, с которыми она сегодня проводит больше времени, чем с нами.
С.Р. У вас две бабушки, и они живут вместе с вами?
М.П.В нашу городскую квартиру они приезжают по очереди. Но сейчас мы строим дом в Подмосковье, в Истринской долине, где обязательно будет место для всех наших родных людей. После многолетних разъездов по стране и жизни в мегаполисе хочется осесть поближе к природе. Там лес, Истринское водохранилище – красота! Загородный дом в таком сказочном месте показался нам подходящим вариантом для семьи с ребенком. А еще подкупило то, что неподалеку строится центр активного отдыха с Ледовым дворцом, где мы сможем совмещать и работу, и отдых. Надеюсь, что и нашим бабушкам это место придется по душе.
А.Т.Да, бабушки – это наше всё! Машина мама, Татьяна, и моя, Лариса, выступили категорически против нянь и взяли многие заботы на себя. Говорят, что пока сами справляются. Без них нам было бы очень тяжело! Особенно когда Полина только появилась на свет.
С.Р. Рождение Полины стало запланированным событием?
М.П.Да, очень ожидаемым и очень желанным. Счастливая весть пришла к нам не сразу. А беременной мне быть очень понравилось! Хоть и долго! В моей жизни еще не было такого продолжительного перерыва в катании. Правда, уже через 10 дней после родов я бегала и прыгала по лесенкам, чтобы войти в форму.
С.Р. А кого хотели?
М.П.Сначала мальчика. Ребенком я всегда мечтала, чтобы у меня был старший брат. Но узнав, что родится девочка, поняла, что хочу ее! А Алексей, ошалев от этого известия, помню, выдал: «Придется ее отдать…» Я в ужасе: «Как отдать? Кому?!» «Ну, – задумчиво сказал он, – когда вырастет и выйдет замуж».
А.Т.Да, когда Полина родилась, это была одна из моих первых мыслей: как же я ее отдам замуж? как отдам кому-то другому?! И, признаться, эта мысль не дает покоя до сих пор…
С.Р. Алексей, когда вы почувствовали себя отцом?
А.Т.В момент рождения. Маше беременность была очень к лицу: она стала еще более женственной, трогательной, очаровательной и чудесной! Такой красивой! Я восхищался и любовался Марией, но отцом в полной мере тогда себя еще не ощущал. А появилась Полина – и… Помню, услышал первый ее крик – и словно заноза вошла мне в сердце. Стоял в палате с этим чудом на руках, только что родившимся, и что-то ей рассказывал. В этот момент для меня все и случилось. Потом, когда начались бурные родительские будни, это чувство – осознание того, что ты отец, – только укреплялось и становилось все сильнее.
С.Р. На новогоднее шоу «Малыш и Карлсон», где вы будете исполнять главные роли, Полину поведете?
М.П.Обязательно. Думаю, Полине будет интересно и весело увидеть маму с папой в новых и необычных образах, которые придумал для нас режиссер спектакля Илья Авербух. У меня будет роль Малыша, Алексей предстанет в образе Фрекен Бок. А Карлсона сыграет мой партнер по прошлому «Ледниковому периоду», любимец детей и взрослых Михаил Галустян. Мы все с большим нетерпением ждем премьеры, потому что сказка должна получиться очень яркой, веселой, а временами – трогательной. Ведь все приключения с нашими героями происходят в самый канун Нового года.
А.Т.Причем участниками спектакля станут и сами зрители. Вместе с Карлсоном они окажутся дома у Малыша, побывают на крышах Стокгольма, поучаствуют в погоне за жуликами... Действие развернется не только на льду, но и в воздухе – ведь Карлсон не может жить без полетов над городом! Будет много спецэффектов, трехмерная графика прямо на льду... В общем, скучать не придется ни большим, ни маленьким! И мы уверены, что история о новых приключениях Малыша и Карлсона понравится не только нашей дочери, но и всем зрителям, которые придут на спектакли в ледовый дворец «Сокольники» с 27 декабря по 8 января.
С.Р. А вы себя больше артистами или спортсменами ощущаете?
М.П.Мы уже не тренируемся по два раза в день, как раньше, – только поддерживаем форму. А актерскому мастерству учимся в «Ледниковом периоде» у артистов. Причем каждый сезон начинаем с мыслью «Это же шоу!», а потом заражаемся их азартом и начинаем соревноваться всерьез! При этом в спорте нам не хватало творчества, а в шоу его сколько душе угодно! Не знаю, можно ли назвать нас артистами, но, если бы мы сейчас ставили себе спортивные программы, они были бы намного интереснее и ярче.
А.Т.Мне кажется, спортсменами мы останемся навсегда, этого у нас уже не отнять. Но так как сейчас нам не надо гнаться за технической сложностью, появилось больше возможностей выразить себя творчески. Каждая программа в «Ледниковом периоде» – как картина, которую пишет художник. Мы воплощаем свои идеи, экспериментируем, пробуем, вкладываем душу и силы. В нынешней работе больше удовольствия, творчества и возможностей показать разные грани нашего мастерства. Все это нам очень интересно.
С.Р. Вас можно назвать строгими родителями, или балуете Полю?
М.П.Мы с Полей как подруги – со мной она может и поозорничать. А вот папа у нас умеет изобразить строгость – его сразу слушается!
А.Т.Делаю это очень нечасто – только когда чувствую такую необходимость. Если другие методы не возымели действия, могу чуть повысить голос – дать понять, что дочь что-то делает не так. Дети ведь на подсознательном уровне чувствуют, как манипулировать взрослыми. Особенно бабушками. Так что приходится хоть кому-то в нашей семье иногда проявлять строгость.
С.Р. А чем, помимо фигурного катания, Полина еще занимается?
М.П.Английским, живописью, хореографией. И уже готовится к школе. Сейчас к ней готовят аж два года!
А.Т.Меня очень радует, что Полина ходит на уроки живописи. То, какие рисунки у нее получаются, меня просто восхищает! Ее педагог говорит, что дети удивительно сочетают цвета, совмещая порой несовместимое. Это чувство цвета можно развить и потом постараться не потерять. При этом бывают ситуации, когда преподаватель хочет Полине помочь, а дочь отвечает: «Я сама!» Такая самостоятельность нас, родителей, конечно, радует, но папе приходится объяснять: «Доченька, если учитель тебе хочет помочь, не отказывайся, потому что дальше ты будешь рисовать еще лучше». И мне кажется, дочь меня слышит.
С.Р. То есть творчество в будущем для Полины не исключается?
А.Т.Не исключается, безусловно. Впрочем, как и спорт. Какую дорогу она выберет? Посмотрим. Не всегда дети у родителей-чемпионов достигают тех же высот, но Поля по натуре лидер. Она не будет бояться проигрывать и потому, мне кажется, к своей победе придет. Будет ли эта победа в спорте, в творчестве или в чем-то еще – скоро узнаем.
Совет от звезды
Чтобы привить ребенку любовь к спорту, нет ничего лучше родительского примера! Еще не умея ходить, Полина видела, как мама с папой делают на даче поддержки, и тоже рвалась их повторить. В год мы прикрепили на папин велосипед детское кресло – с тех пор Поля обожает ездить на велике. Видя нас на льду, стала просить коньки и, следуя нашему же примеру, изъявила желание научиться кататься на горных лыжах.