Герой
Мальчик Дима, 5 лет 10 месяцев, живет с мамой и папой. Воспитатели из детского сада все чаще сообщают родителям о плохом поведении мальчика: он отнимает у детей игрушки, кричит на них, толкает малышей.
Что мы видим
Перед нами автопортрет. Дима изобразил себя большим серым великаном. Черты лица не прорисованы. Какое у него настроение, понять невозможно. В руках он держит человечка поменьше. Кажется, что это игрушка, но на самом деле это черновой вариант автопортрета. В целом рисунок заряжен ощущением тревожной пустоты.
Маленький человечек изображен очень схематично, что говорит о нежелании художника вникать в проблемы с общением, которые явно существуют и несут с собой негативные эмоции.
Сначала Дима хотел умолчать о своих переживаниях, но потом решился нарисовать другого человечка, «забыв» стереть первого, такого маленького и зажатого, что на него не стоило обращать внимания.
Черты лица отражают эмоциональное отношение автора к своему окружению. Их отсутствие указывает на стремление автора максимально ограничить свой диапазон восприятия: не вижу, не слышу, ничего никому не скажу.
Шея символизирует связь между сферами контроля (мозгом) и влечений (телом). Дима пытается найти равновесие между социальными нормами и своими желаниями. Но пока с самоконтролем у него есть трудности: шея еще очень тонкая и слабенькая.
Интенсивная штриховка говорит не только о бессознательной тревоге и чувстве вины из-за своей импульсивности. Мальчик думает, что его тело несовершенно, возможно, сравнивая себя с папой и другими взрослыми мужчинами.
Интерпретируя рисунок в таком формате, можно лишь делать предположения. Для объективных выводов специалист должен встретиться и с ребенком, и с родителями.
Советы родителям
Причиной такого поведения могут быть неправильные стили воспитания — излишне авторитарный стиль или, наоборот, тотальное попустительство. Постарайтесь ввести реалистичные и сбалансированные рамки. Если дома у Димы не будет возможности правильно проживать свою обиду, он будет выплескивать накопившиеся эмоции в социуме. Важно и формировать у ребенка позитивную самооценку. Обсуждайте его чувства и поведение без излишней критики. Ни в коем случае не наказывайте сына, не разобравшись в ситуации. Замечайте его прилежное поведение и хвалите не мимоходом, а подробно объясняя, что именно мальчик сделал хорошо.
Больше полезных и интересных материалов о детской психологии — в нашем канале на