СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ Анастасия, вы хорошо знакомы театральным, теле- и кинозрителям. А в роли телеведущей появились сравнительно недавно. Расскажите про передачу, в которой работаете!Анастасия Панина Передача называется «Мама на 5+» и выходит на Канале Disney утром по субботам. Она – семейная. В гости ко мне приходят малыши и их мамы. Вместе мы разговариваем о детках разных возрастов и о том, как их воспитывать. К беседе подключаются, педагоги, врачи, психологи. Конечно же, есть интересная рубрика и для пап – «Папа может!» А еще из передачи можно узнать, как провести время с пользой для детей – сходить на какой-нибудь мастер-класс, выставку, в музей…
С.Р. Как вам кажется, в профессии телеведущей больше журналистики или актерского мастерства?Анастасия Панина Журналистики больше, наверное. Но творческая составляющая необходима для любого дела, а для тележурналистики тем более. Вообще телевидение отличается тем, что съемочный процесс протекает очень быстро: 10 минут на запись рубрики, 5 минут на переодевание, короткий перерыв – и тут же запись следующей. При этом на запись приходят все новые люди: взрослые и дети, с которыми нужно познакомиться и хоть чуть-чуть пообщаться. Вот в такой сложный ритм мне пришлось входить… Но сделать удалось быстро благодаря слаженной телевизионной команде во главе с режиссером Антоном Михалевым. Я им очень признательна за это!
С.Р. Вам самой, как маме, эта передача что-то новое в воспитании открыла?Анастасия Панина Безусловно. И я надеюсь, что и те мамы, которые приходят к нам в студию, и те, которые смотрят эту передачу, тоже почерпнули для себя много нового и полезного.
С.Р. Но ваша новая работа не означает конец артистической карьеры?Анастасия Панина Нет, конечно! Я по-прежнему работаю в Московским драматическом театре им. А.С. Пушкина и снимаюсь в кино. Все происходит параллельно.
С.Р. Саша смотрит вас с Владимиром по телевизору?Анастасия Панина Фильмы, в которых мы с Володей снимаемся, пока не для Сашиного возраста. А передачу «Мама на 5+» ей очень нравится, но посмотреть ее нам крайне редко удается. Дело в том, что она идет утром в субботу, а этот день мы обычно стараемся полностью посвятить семейному общению. По сути, это единственный выходной, когда мы собираемся все вместе, втроем, потому что остальные дни – рабочая неделя. А у Саши – рабочая детсадовская неделя (кроме воскресенья) в том числе. Поэтому в субботу, как правило, наша семья отправляется куда-нибудь в парк, на каток, в кино или в кафе. В общем, стараемся этот день насытить всем самым интересным для нас, превратить его в семейный праздник. Остальные дни заняты работой… Впрочем, мне кажется, что родители и должны быть заняты, чтобы ребенок видел, что, по мере того как он растет, и мама с папой тоже все время двигаются вперед, развиваются в профессии, не останавливаются. Когда Саша подрастет, думаю, она это оценит.
С.Р. Вы же и познакомились на работе, в театре?Владимир Жеребцов Да, познакомились, когда играли в спектакле «Пули над Бродвеем» в постановке художественного руководителя нашего театра Евгения Писарева. И играли влюбленных. Там-то все и началось.
С.Р. А сейчас в театре заняты в каком-нибудь спектакле вместе?Владимир Жеребцов Да, в спектакле «Великая магия». И по-прежнему играем влюбленных.
С.Р. И в «Физруке» снимаетесь вместе? Продвигаете друг друга, получается?А.П. Получается, да. Мы всегда так шутим, потому что сначала я начала сниматься в сериале, а потом уже и Володю привела. По блату! На самом деле он, конечно же, актерские пробы на роль проходил наравне со всеми.
С.Р. А кто остается с Александрой, когда вы оба на съемках или в театре?А.П. Наш главный помощник – моя мама, Валентина Леонидовна. Саше повезло, у нее настоящее – детское! – детство, потому что с ней рядом любящая бабушка, которой мы очень благодарны.
С.Р. Расскажите про Сашу. Чему учится, чем увлекается?Владимир Жеребцов Саша ходит в английскую группу в детском саду. Это самый обычный детский сад, ближайший к дому, просто там есть такая замечательная группа под названием Friendship – дружба. Детишки в ней разновозрастные, а все общение, помимо обязательных занятий, проходит на английском языке. С ними занимаются две воспитательницы: одна говорит по-русски, другая – по-английски. Причем вторая общается с детьми только таким образом. Саша учится там с трех лет, и уже есть результат: когда, она смотрит мультфильмы на английском, то не просит нас переводить. Во всяком случае, ее это совершенно не беспокоит, видимо, основное понимает. А еще в детском саду Саша занимается рисованием и в танцевальную студию ходит. В общем с детским садиком нам определенно повезло. Теперь в планах – поставить Сашу на коньки. Стараемся приобщить ее ко всему самому интересному, чем можно заниматься в ее возрасте. К тому же, что касается спорта, я считаю, что каждый человек должен уметь кататься на велосипеде, коньках, уметь плавать. Не для рекордов, а просто для собственного удовольствия. А.П. А еще Саша с папой любит играть в футбол. И в теннис учится.
С.Р. Анастасия, вы же сами занимались художественной гимнастикой? Сашу не планируете в этот вид спорта отдавать?А.П. Что касается профессионального спорта, мы пока об этом не задумывались. Сейчас действительно, как сказал Володя, просто хотим показать ей максимально много из того, чем можно заниматься, развивая себя, получая при этом удовольствие. А дальше многое от нее будет зависеть – это же ее жизнь! В.Ж. Отвести-то мы ее отведем на любые занятия, но заставлять, если не захочет, не будем точно.
С.Р. На кого из вас Саша больше похожа характером?А.П. На обоих! И характером, и внешне. Когда видят Сашу рядом с Володей, говорят, что на него похожа, когда дочь рядом со мной, оказывается, что на меня. А когда мы все втроем, так обычно и говорят: в вас обоих пошла. То же самое и с характером.В.Ж. Она, как все дети, и спокойная, и заводная. В зависимости от обстоятельств. Разная!
С.Р. Можно ли применительно к вашей семье говорить о какой-то определенной системе воспитания?В.Ж. Мы, наверное, стремимся действовать по универсальной системе воспитания, включающей многие методы. То есть мама, бабушка и я – все трое воспитываем Сашу собственными, разными способами. Однако, надеюсь, все они ведут к одному результату – чтобы человек был образованным, умным и хорошим. Но, повторяю, методы воздействия иногда бывают разными. Я, например, очень строгий папа. Считаю, что Саша должна знать, что просто так, ни за что, ничего не бывает. Вот есть у нас такая игрушка Дед Мороз, в виде матрешки, пустой внутри. И так сложилось, что подарки Саша просит у него. Если дочь подходит и просит киндер-сюрприз, например, либо еще какую-то мелочь, я спрашиваю, с какой стати она это делает? Праздника-то никакого нет. Хорошо, говорю, если ты уже так хочешь чего-то, то тоже что-то дай, положи в Деда Мороза деньги.
С.Р. А у нее есть свои деньги?В.Ж. Конечно, она же ходит в детский садик. И это расценивается как ее работа.
С.Р. Платите за то, что она ходит туда?В.Ж. Не платим, конечно, именно за детский сад, но деньги карманные, как и многие родители, даем, поощряя за что-то.
С.Р. У нее и копилочка есть?В.Ж. Кошелечек! Так вот, она достает оттуда деньги и кладет в Деда Мороза. Таким образом, Саше становится ясно, что просто так ничего не бывает. За то, что ей хочется получить в данный момент, она должна отдавать свои сбережения. Кроме того, я считаю, что Саша должна уметь делать то, что ей уже под силу. Например, дочь моет за собой посуду, делает себе чай. А.П. Ну и бабушка, с которой дочка проводит большую часть времени, к этому приложила руку. Именно она в развитии Сашиной хозяйственности принимала самое большое и активное участие. Саша с ней и пельмени лепит, и манты, и вареники, и тесто месит… И чего только вкусного они для нас не готовили! А если вернуться к нашей семейной методике воспитания, мне кажется, что на этом этапе времени ее универсальность состоит именно в том, что Саша берет от каждого из нас что-то свое, самое необходимое, чем она может воспользоваться на данном этапе.
Совет от звезды.
Случаются и у Саши моменты непослушания, споры буквально до слез. Тогда предпочитаем за лучшее оставить дочь одну, уйти в другую комнату. Саша какое-то время думает, размышляет, затем идет к нам и… соглашается с нами. Это работает без всякого прессинга.
С.Р. А в чем, Анастасия, заключается ваш личный метод?А.П. Не могу назвать себя строгой мамой. Всегда, буквально с самого рождения дочери, старалась общаться с ней как со взрослой, никакого сюсюканья никогда у нас не было. Обязательно пытаюсь поговорить с ней в любой ситуации, разговорить ее, чтобы дочь мне рассказала, в чем проблема, что ее не устраивает, отчего она не хочет что-то делать, почему ей что-то не нравится. Чтобы она объяснила мне суть конфликта, а заодно и сама с ним разобралась таким образом. Никаких истерик, «падучих», известных некоторым родителям, у нас, к счастью, никогда не было. Ну и система поощрения у нас тоже, конечно, есть. Постарайся, сделай что-то хорошо – и получишь айпад, например. Тем более что в основном она развивающими играми в нем развлекается.
С.Р. Как вы думаете, все ли в человеке зависит от воспитания?А.П. Я думаю, что процентов 30 – это характер, остальное закладывается в семье. Но это, конечно, не относится к такому понятию, как талант. Такие вещи не воспитаешь, это врожденное.В.Ж. Согласен с Настей. Что-то уже есть в ребенке, безусловно, при рождении… Но, подрастая, он видит, как люди вокруг него общаются, ведут себя, о чем они говорят, чем интересуются. Необязательно он станет абсолютно таким же, но он не поведет себя и по-другому – не будет кричать, ругаться, потому что просто не видит этого в семье. Мы дочь от подобного оберегаем.
С.Р. Понятно, что мы воспитываем своих детей, а они, как думаете, воспитывают нас?А.П. Я уверена, что это так. Мало того что с рождением ребенка меняется твое существование – ты сам тоже меняешься. Терпимее становишься, это совершенно точно, дисциплинированнее. Родилась дочь, и появился центр твоей вселенной, основной двигатель, то самое главное, ради чего живешь. И здорово, что этот двигатель в твоей жизни есть, благодаря ему ты развиваешься, взрослеешь. В.Ж. А я уже даже и не помню, не представляю, как было, когда не было на свете Саши. Поэтому все наши мысли устремлены не назад, а вперед. Уже думаем, например, о школе, куда дочь пойдет учиться. Тем более что это произойдет довольно скоро, уже через год, и мы должны быть готовы выбрать наиболее подходящий вариант, благо сейчас все возможности для этого есть.
С.Р. А мечтаете о том, кем хотели бы ее видеть?А.П. Как раз недавно обсуждали эту тему. Что же касается нашей профессии, то, если Саша захочет, препятствовать не будем, наоборот, всячески поможем, чем можем, если увидим, что есть способности. Но специально, разумеется, толкать не планируем. В любом случае, во всякой профессии нужно становиться профессионалом, а это требует труда. И полумер здесь не может быть. В.Ж. Согласен. В любом деле главное – стать специалистом. А мы Саше должны показать, как можно больший спектр возможных профессий. И в любой отрасли, какую она выберет, мы ее всегда, всем, чем можем, поддержим. По-моему, это вообще главная задача родителей – помогать ребенку.А.П. И независимо от профессии хочется, чтобы Саша выросла хорошим человеком. Любящей, любимой, с хорошей семьей и хорошими детьми. И, наверное, вот это и есть то главное, чего хотят все мамы и папы для своих детей.