В сознании большинства из нас аутизм приравнивается к умственной отсталости, но это в корне неверно. Во-первых, далеко не все аутисты (дети, ушедшие в свой мир и любящие постоянство) страдают низким интеллектом, а во-вторых, особенность их поведения не всегда дает возможность сделать корректные выводы.
Долгие годы сами доктора ставили диагноз «аутизм», сейчас же говорят о РАС, тем самым подчеркивая: это не болезнь. К слову, в США доля таких взрослых, адаптированных к социуму, превышает 90%. У нас в стране, к сожалению, проблема решается не столь масштабно и часто замыкается на уровне отдельно взятой семьи.
Чтобы добиться положительных результатов, необходимо как можно раньше, с 1–1,5 лет, выявлять РАС, подбирать терапию, а кроме того подключать мам и пап к кропотливому процессу — вернуть ребенка в здоровую среду. Как это сделать, расскажет специалист.
— Ребенок растет и развивается по определенным закономерностям: в месяц начинает фиксировать взгляд на людях, в три улыбается и машет ручками, прибавляет в весе, растет… Развитие подчиняется определенным законам, и они усредненные. Мы примерно представляем, сколько малыш должен прибавить за первый месяц, сколько за второй — рамки довольно широкие. Но если мы видим, что и в эти закономерности что-то не укладывается, допустим, ребенок не прибавляет в весе, а теряет, то мы имеем дело с проблемой.
В человека вложен инстинкт развития. Нам хочется получать новые умения, и отбить это желание достаточно сложно. Расстройство развития — это ситуация, когда что бы мы ни делали, как бы мы ни воспитывали, ребенок не приобретает навыки или делает это заметно медленнее и заметно позже. Это искажение обычной, биологически обусловленной программы.
Аутизм был описан в середине ХХ века. Суть его — в нарушении социального взаимодействия и коммуникации с раннего возраста, которое сохраняется в течение всей жизни. При этом люди с РАС могут быть эффективными в обучении. Некоторые дети начинают читать раньше, чем говорить. Кто-то способен обрабатывать текстовую информацию быстрее, чем другие, а кто-то становится компьютерным гением. Аутизм может быть связан с рядом сопутствующих проблем, например, с эпилепсией. Однако главного диагностического признака у него нет — врач делает вывод на основе поведенческого анализа.
Первые звоночки
Недостаточная реакция на имя — один из начальных симптомов аутизма. К 10–11 месяцам малыш узнает свое имя, реагирует на него, показывая, что ему важно, когда к нему обращаются. Ребенок с РАС занимается своими делами, когда с ним разговаривают.
Отсутствие способности смотреть и реагировать на то, на что смотрят другие, и, наоборот, настойчивое привлечение внимание к тому, что интересно ему.
Мычание вместо слов. Примерно в 1,5 года дети в процессе общения используют слова, которые они узнали от родителей, к 2 годам они уже говорят фразами из двух и более слов. Ребенку с аутизмом постепенно взрослые становятся неинтересны, и он забывает то, что знал, постепенно переходя на нечленораздельные звуки. Симптоматика РАС начинает формироваться именно через дефицит социальной включенности.
Странные игры. В них ребенок находит свой способ взаимодействия с миром. Один из вариантов — кидать кубики назад или раскладывать их в определенной последовательности. При этом малыша больше интересуют ощущения от предмета и его внешние характеристики, а не то, что он мог бы узнать в процессе взаимодействия с ними. Он расставляет свои акценты в познании мира, мало обращая внимания на то, чему его хотят обучить взрослые.
Отсутствие жестов, в том числе указательных, в 12–13 месяцев. В этом возрасте появляется желание обмениваться сигналами со взрослыми. Если этого нет, стоит начать волноваться.
Потеря коммуникативных навыков в любой момент жизни — ребенок игнорирует близких, не проявляет интереса к сверстникам.
Сложности в обучении (например, не умеет читать к 7 годам). Интересы его узконаправленны, переключить внимание на что-то другое непросто.
– С какими бы социальными нарушениями не был бы ребенок, отчаиваться не надо, — подчеркивает наш эксперт. — Есть научно обоснованные эффективные методы (технологии вербально-поведенческого подхода, денверская модель раннего вмешательства), при которых у детей создается положительный опыт взаимодействия со взрослыми. Это школы, в которых по шагам расписано, как нужно выстраивать контакт с ребенком, чтобы он начинал общаться с другими людьми.
В большинстве случаев можно так устроить вокруг него среду, так с ним взаимодействовать, что, выбирая между условными предметами, которые малыш любит бросать, и общением с мамой и папой, он выберет последнее. Существует модифицированный список вопросов для выявления аутизма у детей 16–30 месяцев (