Антон сбивает и опрокидывает все, что ему попадается на пути. Паззлы и конструктор для него — просто набор деталей. Что бы он ни рисовал — получаются каракули. Когда он ест, стол превращается в поле битвы… В общем, как говорит его мама, сплошное недоразумение.
Не стоит называть ребенка неумехой, уверьте его в том, что он обязательно научится тому, что сейчас у него не получается. Ведь он уже умеет делать много вещей, раньше казавшихся недоступными! Ему нужно лишь немного времени и поддержка близких людей.
В детском саду неловкость некоторых детей становится особенно заметной. Им труднее рисовать — задания усложняются, для их выполнения требуются более точные движения кисти. Это отставание может быть вызвано небольшой разницей в возрасте: возможно, ваш ребенок на несколько месяцев младше своих одногруппников. Такие малыши усваивают знания и навыки чуть позже остальных, их работы выполнены немного грубее, но все это пройдет в ходе нормального развития. В течение года эти дети приобретут точность движений, которой им пока не хватает, и проблемы с координацией у неловкого ребенка исчезнут. Но если для одних детей это только вопрос времени, другим может быть необходима помощь нейропсихолога.
Важные вопросы
Если вам кажется, что ваш ребенок очень неуклюжий, понаблюдайте за ним и ответьте на следующие вопросы:
Ваш ребенок — правша или левша?
Понаблюдайте, какой рукой он чаще пользуется, когда чистит зубы, держит ложку, расческу или карандаш, катает машинку или строит башню из кубиков. Если он в равной мере действует и левой, и правой рукой, он пока не сделал свой выбор. Это означает, что взаимодействие между левым и правым полушариями пока не установлено и они функционируют «автономно». Такая несогласованность работы полушарий влечет за собой ряд сложностей, в результате чего ребенок неловок и испытывает трудности в чтении, письме и рисовании. Специалист по психомоторному развитию может подобрать упражнения, которые будут способствовать установлению межполушарных связей.Если вы обнаружили, что ваш ребенок левша, это означает, что его развитие требует постоянного внимания. Как правило, у таких малышей возникают сложности со всеми видами пространственных представлений. Ведь малыши развиваются, копируя взрослых, а подавляющее большинство тех, с кем он общается, правши. Не стоит ждать, что маленький левша научится всему, просто глядя на вас. Пользоваться ложкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки — эти несложные, на наш взгляд, действия могут быть связаны для него с непреодолимыми трудностями. Возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужные движения. Хотите научить ребенка-левшу плавать брассом (играть в мяч, танцевать)? Замечательно! Мама «руководит» его руками, папа — ногами. То же относится к письму и рисованию. Не требуйте, чтобы ребенок срисовал что-нибудь, глядя на картинку. Лучше положите сверху кальку и попросите его обвести образец несколько раз.
Очень часто попытки маленького ребенка сделать что-либо самостоятельно и достичь в этом успеха оборачиваются неудачей. В большинстве случаев, для того чтобы преодолеть возникшие трудности, достаточно терпеливо повторить несколько раз вместе с ним нужное действие.
Он умеет крепко держать карандаш, ложку, стакан и прочие предметы?
Если все вываливается у него из рук, рука напряжена, когда он рисует, пишет или лепит, пальцы не очень подвижны — малыш будет испытывать определенные трудности. Это может быть связано с недостаточным развитием мелкой моторики. Специалист по психомоторному развитию может установить причину подобных затруднений и порекомендовать вам комплекс специальных упражнений.
Если малыш испытывает затруднения в чем-либо, воспитатель в саду увидит это и сообщит вам. Нужно обратиться к специалисту, иначе ребенок может переживать и отказываться делать то, что не получается.
Может ли ребенок показать, где находятся его глаза, руки, уши?
Попросите нарисовать на бумаге человечка и назвать части тела. В 3 года он не может сказать, где правая сторона, а где левая (он усвоит эти понятия позже, к 5–6 годам), но должен различать верх и низ. Поиграйте в заводную куклу, которая одну за другой выполняет двигательные команды. Игра позволит ребенку сосредоточиться на каждом движении, что поможет ему почувствовать свое тело и усвоить пространственные представления. Можно поиграть в «зеркало»: скажите ребенку, что он будет зеркалом, отражающим все ваши движения, называйте каждое. Объясните, что зеркало должно отражать все очень точно, как в действительности. Обязательно хвалите, концентрация на каждом движении стоит малышу немалых усилий.
Есть ли у него чувство равновесия? Умеет ли он прыгать через веревочку или резинку, может ли перепрыгнуть через небольшую лужу?
Эти движения кажутся очень простыми, но, чтобы их совершить, ребенку нужно заранее оценить свой вес, мышечную силу, длину необходимого разбега, масштаб и границы препятствия… А для этого нужно понимать, как различные телодвижения связаны между собой. Дети, которым трудно удержать равновесие, стоя на одной ноге, чувствуют себя неловко и на велосипеде, и на самокате. И хотя мальчики, как правило, подвижнее девочек, они чаще отстают в плане психомоторного развития.
Сложности, которые испытывают некоторые дети в двигательной сфере, часто связаны с небольшими проблемами с мышечным тонусом и координацией движений — но в этом нет никакой патологии. Все, что нужно, — это специальные упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики. Обычно достаточно нескольких занятий со специалистом, чтобы научить ребенка сосредоточиваться на том, что он делает, и добиваться определенной точности в выполнении заданий.
Больше интересных полезных материалов о развитии ребенка — в нашем канале на