«Моему сыну 4 годика, — пишет наша читательница Маргарита. — Он заговорил рано. Мы всегда умилялись забавному лепету, но сейчас его сверстники уже могут придумать связный рассказ, четко выговаривают предложения, а наш малыш продолжает коверкать слова. Корова у него по-прежнему мумука, все насекомые — жу-жу, поезд — ту-ту, девочки — ляли, собаки — ававы. Нормальных глаголов в речи сына тоже практически нет. Например, вместо „хочу есть“ он все еще говорит „ням-ням“. Свекровь считает, что это нормально, мол, еще подрастет и легко перейдет с „детского“ языка на нормальный. Я в этом не уверена».
Специалисты предупреждают, что если ребенок не избавится от «детских» слов, то в дальнейшем у него возникнут проблемы с обучением в школе, трудности в освоении чтения и письма.
«К 2-м годам бибика уже должна стать машиной, а мумука — коровой, — говорит Ирина Мягкова. — В первую очередь родителям нужно обратить внимание на собственную речь, из которой необходимо исключить сюсюканье, искажения. Взрослые в разговоре с малышом должны произносить слова всегда четко и правильно. Нельзя учить ребенка упрощенным словам, так как это будет тормозить правильное формирование речи. Конечно же, необходимы своевременные консультации логопеда».
Основные этапы в развитии речи ребенка
1 месяц — кряхтение, появление звуков «э», «а».
2-3 месяца — малыш уже агукает, то есть произносить простые гласные в сочетание со звуком «г».
4-5 месяцев — понимает музыку, выражает эмоции при виде родных людей.
6-7 месяцев — узнает голос мамы, в речи появляются певучие звуки.
8-9 месяцев — время первого лепета, ребенок говорит элементарные слоги: ма-ма, па-па, ба-ба и т.д.
1-1,5 года — малыш знает такие слова, как мама, папа, баба, дай (всего около 14 слов), указывает на предметы.
2 года — в словаре ребенка должно быть минимум 50 слов. Малыш показывает части тела, понимает двухэтапную инструкцию (возьми кружку и отнеси ее на кухню), произносит предложения из двух слов, начинает использовать местоимения.
3 года — ребенок произносит предложения из 3-4-х слов. Словарный запас — 250 слов. Знает существительные и глаголы во множественном числе (мальчик играет — мальчики играют). Малыш называет свое имя и пол, понимает простые предлоги, рассказывает стихотворения, поет песенки.
4 года — ребенок должен понимать сложноподчиненные предложения, значение предлогов.
Главная ошибка родителей — они думают, что их дети маленькие, поэтому не могут понять различия между некоторыми словами. Это не так. Ребенок в 4 года способен отличить портфель от ранца, лавочку от скамейки, мопед от мотоцикла, табурет от стула и т.д. Расширяйте лексику детей, постоянно обогащая ее. Не стройте иллюзий по поводу того, что ваш молчун-сын после трех лет заговорит внезапно предложениями. Все бывает, но чаще всего это будет такая речь, которую без «переводчика» невозможно понять.
Точную причину задержки или нарушения речи укажут специалисты. Обязательна консультация не только логопеда, но и педиатра. Проблема может быть связана с травмами матери во время беременности, тяжелыми родами, болезнями, которые малыш перенес в первый год жизни, наследственностью и т.д.
Как помочь ребенку научиться говорить без ошибок?
Мамы должны позаботиться о развитии речи малыша еще во время беременности. Полезно слушать красивую музыку, быть всегда в хорошем настроении.
В любом возрасте ребенку нужно общение. В данном случае молчание — это плохо. Рассказывайте малышу интересные истории, комментируйте свои действия. Сами следите за речью. Она должна быть грамотная, избегайте слов-паразитов.
Никакого сюсюканья. Разговаривайте ребенком как со взрослым человеком. Не кричите, все объясняйте спокойным тоном.
Малыши любят указывать на желаемый предмет и мычать. Отучайте от этого. Ребенок в 3 года в состоянии рассказать о том, чего ему хочется. Задавайте наводящие вопросы, а не бегите сразу выполнять поручения крохи.
Нельзя ругать ребенка, если у него никак не получается выговорить или запомнить определенное слово. Все происходит постепенно. Если же вы будете требовать, то малыш замкнется и перестанет общаться.
Помогите малышу изучить окружающий его мир звуков. Для этого постоянно задавайте вопросы из серии «Что это у нас шумит?» или «А где тикает?».
Больше читайте сказки, учите вместе стихотворения. Это не только улучшит речь, но и будет тренировать память.
Мнение психолога
«Лично меня сильно раздражает, когда родители начинаю говорить с ребенком на каком-то нелепом языке, коверкая слова, — комментирует Марина Якуба. — Понятно, что мамочки умиляются своим розовощеким чудом и, сюсюкая с ним, хотят показать свою бесконечную любовь и заботу. Иногда взрослые сами не замечают, как резко меняется их речь при общении с ребенком. Нужно себя контролировать. Очевидно, что все эти „бай-бай“ и „бо-бо“ только замедляют развитие. Особенно необходимо искоренять детский лепет тем родителям, у которых есть старшие дети. Часто первенцы из ревности начинают притворяться маленькими. Им хочется, чтобы родители обратили внимания, для этого тоже начинают коверкать слова».