История колыбельных песен насчитывает не одну сотню лет. Это проверенный веками и поколениями способ успокоить и усыпить малыша. Мама или няня часто придумывали историю на ходу, импровизировали. Важен был не столько сюжет, сколько однообразная мелодия и плавные движения, превращающие колыбельную в медитацию.
Но у многих песен есть и постоянные герои. Среди них волчок, угомон, кот-баюн, дрема. Эти фольклорные персонажи выполняли важную функцию — одни должны были защитить малыша от болезней и тревог, другие являлись проводниками между спокойным и надежным домом и полным тревог внешним миром, и предупреждали об опасности. Колыбельные были и оберегом от злых сил, и заклинанием, помогающим ребенку вырасти сильным, здоровым, красивым — с помощью повторяющихся рефреном фраз.
Сейчас у колыбельных осталась только одна, но очень важная функция — они помогают малышу наладить контакт с мамой и адаптироваться в новом для него мире.
Ребенок, рождаясь, меняет комфортную и безопасную среду в утробе матери на внешнюю, непредсказуемую, вызывающую тревогу. Она требует от малыша больших ресурсов для адаптации. В ранний доречевой период развитие ориентировано на сенсорные ощущения. К ним относятся свет, звук, запах, вибрации, движения. Все это помогает определить два основных параметра — комфорт и дискомфорт.
Почему колыбельная успокаивает? Покачивание воспроизводит внутриутробные движения, а голос мамы — то, что знакомо малышу еще с того времени, когда он еще не родился. Начиная с пятого месяца беременности женщины ребенок способен отличать голос своей матери. Он приближает голову к животу, если внешние звуки ему нравятся, а если нет — отдаляет. Малыш, которому мама пела колыбельную, еще будучи беременной, после рождения узнает эту мелодию и быстрее успокаивается. Кроме того, он скорее, чем другие дети, начинает реагировать на мамин голос и пытается издавать мелодичные звуки.
Как действует колыбельная?
Мы дарим ребенку привычный ему комфорт покачиваниями, ритмом, голосом. Все эти составляющие действуют успокаивающе и помогают справляться с тревогой, яркими дневными впечатлениями.
Колыбельная — это проявление заботы. Мама нежно помогает ребенку уснуть, настраивает на отдых, ребенок чувствует, что мама в это время рядом с ним. Для малыша это еще и структура, она приучает кроху к ритуалу отхода ко сну — раз мама сейчас поет, значит нужно ложиться спать. Благодаря этому мир становится все более предсказуемым для малыша местом.
Колыбельная — это про привязанность. Про близкий контакт между ребенком и матерью. Про сонастройку. Никакой суперкрасивый голос, исполняющий колыбельную, не заменит голоса матери, пусть не столь талантливого и даже не попадающего в ноты.
Текст колыбельной не настолько важен, сколько важна интонация, тембр голоса и ритм. Раньше колыбельные выполняли роль оберегов. Мать, поющая колыбельную, будто читала мантру или молитву на защиту ребенка от злых духов и нечисти. Многие колыбельные так и остались про то, что «придет волчок и ухватит за бочок». Это было не для того, чтобы напугать ребенка, это своеобразный способ проверки ребенка на «волю к жизни», средство испытания.
Некоторых родителей тревожат пугающие тексты колыбельных песен. Но и это тоже важно. Когда у ребенка появляется понимание речи, колыбельные становятся его первым опытом столкновения со страхом. Этот опыт ребенку необходим для того, чтобы научиться справляться со своим страхом, проживать его и в дальнейшем использовать этот опыт проживания в жизни.
Одна из главных функций колыбельных — помочь матери в вокальной форме выразить свои страхи и заботы, а точнее, служить ей своеобразной терапией. Первооснова всех колыбельных — даже самых страшных — любовь, нежность и забота.
Мы перестали петь колыбельные, наши дети очень часто засыпают под звук телевизора, и это опаснее, чем принято считать. Самое безобидное, к чему это может привести в будущем — синдром дефицита внимания. Именно для того, чтобы наши дети росли в любви, чтобы у них формировался хороший вкус буквально с пеленок, вместе с моим учителем и прекрасным пианистом Семеном Скигиным мы создали альбом «Песни для Майи». В него вошли 23 композиции — от Моцарта и Брамса до Чайковского и Вагнера, такие универсальные суперхиты как Summertime Гершвина, и даже этническая музыка из разных уголков планеты.
Колыбельная — это магия, мантра, это средство влияния на подсознание ребенка, своего рода программирование. Простая, монотонная мелодия помогает малышу идти в мир грез счастливым, уверенным в родительской любви, а значит впоследствии и в себе. Поэтому крайне важно выбирать, что слушает ваш малыш и как это спето. Ребенок быстрее засыпает, ему снятся лучшие сны. Практически все поэты писали колыбельные, многие из них представлены на нашем диске!
Колыбельные русских поэтов
«Сонный слон», Ирина Токмакова
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
Колыбельная. Валерий Брюсов
Спи, мой мальчик! Птицы спят;
Накормили львицы львят;
Прислонясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой;
Почивает сом седой.
Только волки, только совы
По ночам гулять готовы,
Рыщут, ищут, где украсть,
Разевают клюв и пасть.
Ты не бойся, здесь кроватка,
Спи, мой мальчик, мирно, сладко.
Спи, как рыбы, птицы, львы,
Как жучки в кустах травы,
Как в берлогах, норах, гнездах
Звери, легшие на роздых…
Вой волков и крики сов,
Не тревожьте детских снов!
«Дремота и Зевота». Самуил Маршак
По городу бродили
Дремота и Зевота.
Дремота забегала
в калитки и ворота,
Заглядывала в окна
И щелочки дверей
И детям говорила:
— Ложитесь поскорей!
Зевота говорила:
кто спать скорее ляжет,
Тому она, Зевота,
спокойной ночи скажет!
А если кто не ляжет
Сейчас же на кровать,
Тому она прикажет
Зевать, зевать, зевать!
«Засыпалкина книжка», Петр Синявский
Чтобы завтра на рассвете
Спеть «ку-ка-ре-ку»,
Нужно спать ложиться Пете,
Пете-петушку.
Засыпает серый слон,
Зебра смотрит первый сон.
Спят котята и коты,
Спят китята и киты.
А теперь толстушка-хрюшка
Ляжет на бочок
И зароется в подушку
Хрюшкин пятачок.
Все устали, все зевают,
Все глазенки закрывают –
Баю-баю-баюшки
Нашей засыпаюшке.
«Баиньки», Зинаида Александрова
Баю-баю, баиньки…
Спать ложатся заиньки,
На ромашках спят шмели,
Лягушата спать легли.
В темном поле у реки
Спят ежата-колобки.
Влезла белочка в дупло,
Спать ей тихо и тепло.
Баю, баиньки, баю…
Да кому же я пою?
Рыбка спать ушла на дно,
Оля тоже спит давно.
Народные колыбельные песни
Уж как сон ходил по лавке
Дрема по полу брела
Дрема по полу брела
К Маше нашей забрела
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла.
***
Люли-люли-люли,
Прилетели гули.
Сели на воротцах
В красных чеботцах.
Стали гули говорить,
Чем нам Машу накормить?
Сахарком и медком,
Сладким пряником.
Сладким пряником -
Коноплянником.
Коровку подоим -
Молочком напоим.
Стали гули ворковать -
Стала Маша засыпать.
***
Баю-баю, за рекой,
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам — под осинку,
Алеше — на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорешенько!
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки…
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
Баю-баю-баиньки!
Прибежали заиньки:
— Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
— Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки!
Баю-баю-баю-бай!
Ты, наш котик, не гуляй!
А ступай-ка во лесок,
Поищи там поясок.
Будешь люлечку качать,
Приговаривать:
— Баю-баю-баю-бай!
Крошка наша засыпай!
***
Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай,
Мого Ваню не пугай.
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню.
Поди, бука, куда хошь,
Мого Ваню не тревожь!