7 декабря в гимназии №5 в Брянске произошел новый инцидент, связанный со стрельбой ученицы. Ученица 8-го класса Алина А. пришла на урок биологии со спрятанным в рюкзаке ружьем и застрелила из него одноклассницу, ранила пятерых, а затем покончила с собой. К сожалению, подобный ЧП происходят регулярно, и не только в России. По данным СМИ, ученица страдала от буллинга и последней каплей стала фраза «Ты нам ничего не сделаешь, ты беспомощная».
Однако нападение на школу девочка все же планировала. Еще накануне, пока ее отец-охотник отмечал день рождения, Алина припрятала ружье. Затем в разобранном виде она пронесла его в школу в рюкзаке. Гимназия практически не охранялась, рамки металлодетектора не работали, а вручную детей никто не проверял. Мы разобрались с психологом, почему так происходит (и чаще всего с жертвами травли), а также почему участились случаи агрессии со стороны девочек (достаточно вспомнить резонансное дело, где 5-классница нанесла другой девочке 126 ножевых ранений).
Об этом мы спросили Анастасию Петрову-Головину, клинического психолога и когнитивно-поведенческого терапевта.
«То, что мужчины более агрессивны, чем женщины — это миф. Мы злимся одинаково, но, в силу социальных ограничений, можем по-разному свою злость выражать. Девочкам „нельзя злиться“, мальчикам — „нельзя плакать“. Это две опасные для психического здоровья детей установки, которые в обоих случаях могут приводить к проявлениям неконтролируемой агрессии.
Мальчики и девочки испытывают одинаковые эмоции и в равной степени нуждаются в пространстве, в котором можно ими свободно и безопасно делиться. В школах таким местом должен быть учитель или хотя бы психолог, а дома — родители. Детей обоих полов необходимо обучать управлять сильными эмоциями. В противном случае, мы можем иметь такие трагические результаты. Я думаю, что несколько случаев насилия в школах со стороны девочек подряд — не более, чем совпадение.
Стрельба в школах, к сожалению, довольно распространенное явление. Каждый случай — уникален, но мы можем увидеть некоторые закономерности: чаще всего стрелки оказываются выпускниками заведений, в которые приходят, а также, чаще всего, нападавшие — бывшие жертвы школьного буллинга. Такой взгляд на проблему не даёт простого ответа на вопрос о предотвращении трагедии. Однако, направление, в котором точно стоит работать — искоренение травли как явления в школьной среде.
Дети, не похожие на других по тем или иным причинам, становятся объектами насмешек, жертвами буллинга, гостинга, а порой неприкрытого насилия со стороны одноклассников. Учителя и родители не воспринимают такие процессы как свою ответственность. В результате травма, которую получает ребенок, может иметь самые непредсказуемые последствия».