Как мы, врачи, понимаем, что у ребенка все хорошо? Маленький человек развивается типично в обычных обстоятельствах, эта программа в нас заложена. Обычные обстоятельства жизни — когда у ребенка есть семья, заботливые родители, он видит много взрослых вокруг, ему есть за кем повторять. Для оценки развития ребенка мы прежде всего смотрим на его умения и достижения.
Начальные познания о мире происходят у грудничка при помощи органов чувств. Новорожденный младенец чувствует запахи и вкус, видит, осязает, слышит, причем предпочитает голоса людей всем остальным звукам. Можно сказать, что он родился с социальной функцией. Понаблюдайте, кроха пытается даже повернуть голову в сторону голоса. В два месяца у него появляется активная коммуникация, он узнает знакомого взрослого, оживляется в его присутствии и может улыбнуться в ответ на улыбку.
К четырем месяцам он уже способен хохотать и играть в «ку-ку». Этот навык называется постоянство объекта, и он очень важен для человека, потому что если какую-то вещь убрать, мы должны знать, где ее искать. Совсем маленькие дети считают, что если закрыть глаза или игрушку, то она исчезает. Постепенно возникает понимание, что мама, спрятавшая лицо за пеленочкой и говорящая «ку-ку», никуда не пропадает. Ребенок, играя, радуется даже не тому, что мама появляется, а тому, что он знает: она там есть.
В каких случаях нельзя откладывать прием у невролога? Первая причина — если близких что-то очень сильно тревожит.
Вторая — если ребенок не достиг навыков по возрасту. Вы видите, что какое-то умение стойко не формируется, однако присутствуют все остальные, тогда это повод обратиться к специалисту. Чем раньше врач вмешается и начнет корректировать, тем лучшего результата можно будет достичь.
Как ребенок развивается
Развитие идет последовательно, то есть для приобретения следующего навыка человек должен хорошо освоить предыдущий. Если мы ждем от ребенка первых шагов, значит, он должен уверенно сидеть.
Развитие всегда идет вперед. Потеря каких-то навыков — регресс — повод обратиться к педиатру или неврологу. Но бывают и исключения. Например, перенесенное заболевание может давать легкий откат у малышей, которые только освоили какой-то навык. Как только они поправляются, все возвращается на круги своя. Если этого не происходит — проблема.
Развитие идет сверху вниз: от головы к ногам. Так созревает нервная система.
Развитие происходит симметрично. Среди детей до полутора лет не выделяют правшей или левшей, потому что они способны более-менее одинаково действовать двумя руками.
На развитие влияет опыт, полученный ребенком. Речь идет о среде, которая его окружает. Есть ли рядом с ним любящие взрослые, у которых он постоянно чему-то учится? Бывает, что малыш, который нормально развивался, вдруг оказывается в не очень благоприятных обстоятельства. Стоит вернуть его в привычную среду, и он быстро наверстает упущенное.
Делай, как я
«Основная деятельность детей, начиная с самого раннего возраста, — это имитация, — подчеркивает эксперт. — На эту систему работает два основных момента. Первый — это привязанность. У ребенка есть главный взрослый (один или несколько), действия которого он воспринимает как основную заботу о себе. Ребенок за ним все очень активно повторяет. Ему могут нравиться и другие люди, но постепенно он перестает к ним идти».
Такая сепарационная тревога проявляется к девяти месяцам: когда ребенка забирают у главного взрослого, он плачет. Вот почему в этом возрасте дети очень активно «прилипают» к родителям, особенно в незнакомых обстоятельствах.
Второй момент, который помогает в имитации, — система зеркальных нейронов. Это такие специальные штуки в голове, которые чрезвычайно активны у девятимесячных малышей, — дети могут повторить практически все. Это хороший период для обучения простым жестам, речи и мимике.
С какими вопросами чаще всего приходят к неврологу
Плач. Этот период начинается после трех недель и длится четыре месяца. Многие доктора называют его периодом колик. Это не совсем верно, потому что чаще нет никакой связи плача с болями в животе. В англоязычной литературе принято называть частый плач синдромом purple: p — это пик плача (peak); u — unexpected, то есть внезапный; r — это невозможность успокоить (resist); p — pain like; то есть лицо у ребенка выглядит так, как будто у него что-то болит; l — long lasting — длительный плач; e — evening, то есть в основном плач по вечерам или ночью. Если коротко, то это состояние, когда ребенок очень много плачет, и его невозможно успокоить. Через это проходят практически все дети.
Сон. Часто дети плохо спят, так как они еще не умеют себя успокаивать и не умеют засыпать. Основная проблема — поведенческие нарушения, то есть надо грамотно перестроить режим, создать особую спокойную атмосферу перед тем, как кроха начнет засыпать. В этом помогут профессиональные консультанты по сну, но нужно будет и самим потрудиться: затемнить комнату, рассчитать удобный для ребенка режим с определенными периодами бодрствования и т. д). Последовательно соблюдая рекомендации, можно прийти к нужному результату. Есть и другой вариант — просто переждать.
Результаты нейросонографии. «У нас водичка в голове» — так родители называют проблему, которая их беспокоит. Как правило, небольшое скопление жидкости, которое циркулирует в мозге грудничка, является нормой, так же как и небольшие кисты.
Нужен ли массаж детям? Нет. Можно ли детям делать массаж? Конечно, да. С этим справится и сама мама, а можно пригласить специалиста. Если ребенок кричит во время сеанса, не надо ничего делать, так как крик сигнализирует о боли. Когда ребенку больно, он испытывает стресс. Тогда в чем польза?
Асимметрия движения, когда малыш, к примеру, умеет брать левой ручкой, но долго не может научиться брать правой.
«Лишние» движения. У детей до полутора лет они бывают часто. Вначале это просто хаотичные движения, но дальше появляются так называемые стереотипы. Это не значит, что у ребенка проблема, скорее, это часть его нормального развития.
Кривая голова. Асимметрия может быть связана и с кривошеей, вынужденным поворотом головы в сторону. Как правило, у детей встречается кривошея, которая не требует коррекции. Однако если выраженность большая, то нужно обращаться к неврологу.
Ходьба на носках. Когда дети начинают делать первые шаги, они иногда могут ходить на носках. Если ребенок при этом способен опуститься на полную стопу, не испытывая трудностей, если у него нет проблем с двигательной системой, не стоит беспокоиться.
Нарушение коммуникации. Если видите, что с ребенком сложно общаться, он вас словно не замечает, не отзывается на имя, то здесь врачи могут заподозрить аутизм. С 18 месяцев доступен самостоятельный скрининг, до 18 месяцев диагноз поставят врачи.
Лекарства для развития мозга. Они не помогают, и детям их давать не нужно. В 99 % случаев неврологи будут работать с двигательной и физической реабилитацией, коммуникацией, устранением дефектов речи при помощи логопеда.
Задержка речи. Она случается часто, и причин много: от проблем с коммуникацией до плохого слуха. Если к полутора годам ребенок не говорит словами, у него нет жестовой речи, нужно это исследовать и корректировать.
Фебрильные судороги. Такие приступы случаются у детей при повышении температуры в возрасте от 6 месяцев до 6 лет, возникают не чаще, чем один раз в сутки, длятся меньше 15 минут и со временем проходят самостоятельно. Фебрильные судороги не вредят ни ребенку, ни его развитию.