Время — довольно сложное понятие и довольно субъективное, ведь на интересном и увлекательном уроке время летит незаметно, а вот на скучном — мучительно долго. Его не потрогать и не увидеть, но понимать, что это такое, надо. Придумано немало приемов, помогающих ребенку сформировать основу, которая позволит ему определять время в будущем.
Сначала малыш понимает, что одно событие предваряет другое, он довольно рано постигает основные временные понятия, такие, как «позже», «утром», «вечером». Это помогает ему предвкушать и планировать, учиться организованности и последовательности. Затем он уже понимает, что в году четыре времени года, двенадцать месяцев, в неделе семь дней, а день состоит из утра, дня, вечера и ночи. Подождите, когда малыш научится ориентироваться в этих понятиях. И только потом ребенок готов к изучению темы «Который час?»
Первый шаг
Наилучший способ сделать обучение доступным пониманию — разговаривать о событиях каждого дня по мере того, как они происходят. Объясняйте ребенку и показывайте, что все явления в природе происходят по порядку. В конце дня сделайте обзор этих событий, фиксируя внимание на том, когда они происходили, почаще употребляйте слова, характеризующие конкретный период: «Вчера мы ходили в цирк» или «Через минуту мы будем купаться»… Так ваш ребенок начнет понемногу осваиваться во времени, структурировать прошлое, настоящее и будущее.
Наверное, вы не раз встречали вашего малыша, задумчиво сидящего у порога в одном ботинке и без штанов. Решить эту проблему можно, подсказывая ему последовательность действий, с которыми он еще справляется тяжело. Вместо фразы: «Одевайся, пойдем гулять!» можно сказать, например: «Сейчас мы идем на улицу, надень сначала шапку, затем шубу. А потом я помогу тебе обуться». Малышу будет проще, потому что он будет знать, что за чем следует.
Так же можно ориентировать малыша и в других повседневных делах. Допустим, фразу «Я почитаю тебе попозже» можно заменить, более подробной информацией: «Сначала мы с тобой пообедаем, затем умоемся, и после этого я почитаю тебе книжку». Тогда ребенок уже понимает, что перед чтением ему предстоит сделать два действия.
К четырем годам малыш уже имеет основные временные понятия и начинает активно использовать их в своей речи. Помогайте ему правильно применять эти определения, исправляя неправильное применение отдельных слов. Обычно ребенок внутренне понимает, что такое прошлое и будущее, но в речи часто путает «вчера» и «завтра». Спрашивайте малыша о планах, интересуйтесь впечатлениями минувшего дня и следите за тем, насколько успешно ребенок продвигается в понимании времени.
Помогите малышу
Обсуждайте с малышом последовательность событий, происходящих в течение дня, смастерите расписание, обозначив на нем ключевые моменты.
Выучите с ребенком дни недели.
Обсудите разницу между ночью и днем.
Помогите крохе запомнить времена года, как они сменяют друг друга.
Помогайте ребенку пополнять словарный запас, такими понятиями, как позже, сегодня, вчера, завтра, конец недели, час, минута, день и ночь.
Со временем начните знакомить малыша с циферблатом. Сначала достаточно говорить только о часах, а когда ребенок освоится, можно упоминать минуты и получасы.
Понаблюдайте за солнцем и луной, как они сменяют друг друга, как растет луна в течение месяца и как греет и светит солнце в летний и зимний сезон, что происходит с деревьями.
Почаще листайте фотоальбом, рассказывая малышу о прошлых событиях. Покажите ему свои детские фотографии, различные ключевые события.
Повесьте в спальне, в коридоре, на кухне самодельные плакаты, где будет нарисована последовательность действий. Например, на первом плакате: маечка, колготки, затем брюки и свитер; на втором — ботинки, рукавички, затем шапка и шуба; на третьем — тарелка с первым, тарелка со вторым, затем блюдце с десертом и стакан с компотом.
Второй шаг — обучение через игру
Понять последовательность событий — значит сделать важный шаг в развитии логики. Намного легче знакомиться со временем, когда оно наглядно и осязаемо. Время становится реальнее, когда перед глазами есть картинки, знакомящие малыша с уже известными явлениями.
Создайте игру «режим дня». Вырежьте нужные картинки с изображением обычных действий, таких, как пробуждение, утренний туалет, завтрак и т. д. Из картона смастерите красивый циферблат с яркими стрелками. Затем вместе с малышом распределите картинки в правильном порядке. Расположите часы на видном месте и, передвигая стрелки на нужное время, поощряйте ребенка к действию, соответствующему обозначенной картинке.
Другая игра сможет научить малыша лучше определять время дня. Поделите циферблат на две (день и ночь) части и раскрасьте нужными цветами, поместив на одну сторону луну и звезды, а на другую солнышко. Подберите подходящие картинки и попросите малыша разложить их на «дневную» и «ночную» стороны, исходя из действий, изображенных на них.
К 3,5–4 годам можно давать ребенку задания расположить по порядку, например, карточки с изображением цыпленка, яйца и курицы. Когда малыш сможет хорошо распределять простые действия в нужной последовательности, задачу можно усложнять большим количеством карточек или более сложным материалом. Вместо карточек вам могут помочь семейные фотографии, которые можно разглядывать и раскладывать в правильной последовательности. Чтение книг, игры, в которых имеются временные понятия, изучение тематических стихов вам помогут в обучении.
Третий шаг — дни недели и месяцы
Обсуждая с дошкольником планы на следующую неделю, используйте как можно чаще название дней. Сначала ребенку трудно будет понять, что у каждого дня есть свое «имя». Но постепенно, познакомившись с этими названиями, он сможет запомнить их.
Найдите какие-нибудь песенки или стишки, где упоминаются дни недели, и применяйте их в обучении. Некоторые названия дней недели соответствуют таким понятиям, как второй, середина, четвертый и т. д. Такие ассоциации позволят малышу лучше ориентироваться и быстрее запомнить последовательность и «имена» дней.
Разместите на стене большое расписание. Расчертите лист на семь колонок, разбив каждую колонку на две части — первая и вторая половина дня. Поговорите с малышом о тех событиях, которые происходят ежедневно: каждый понедельник у него бассейн в детском саду, каждую среду он ходит на музыку, а каждую субботу он гостит у бабушки. Картинки-помощники займут нужные места в каждой секции.
Чтобы помочь ребенку ориентироваться в долгих промежутках времени, можно сделать самостоятельный семейный календарь на год. В нем можно отметить дни рождения всех членов семьи, каникулы, отпуск и праздники. Сделайте несколько карточек из картона. На них изобразите времена года, их признаки (листопад, деревья, цветы) и людей, по-разному одетых. Все это ребенок выучит, регулярно раскладывая картинки по сезонам.
Час за часом
И, наконец, нельзя говорить о полном овладении понятием времени без знания часов. Здесь необходимо запастись терпением, потому что дети редко овладевают этим знанием раньше семи лет. Помогите ребенку понять роль «маленькой» и «большой» стрелок. Вначале можно объяснить, что у длинной стрелочки больше шаг, так же как у папы больше шаг, чем у малыша. Поэтому длинная стрелочка двигается намного быстрее. А маленькая двигается медленно, но без нее труднее определить время дня. Она показывает часы.
Учите ребенка считать, знакомьте его с написанием цифр. Когда он будет способен находить и узнавать цифры в тексте, начинайте приобщать малыша к понятию «сколько времени».
Постоянно обращайте внимание ребенка на часы. Установите у него в комнате часы в форме избушки или штурвала, купите малышу циферблат с яркими подвижными стрелками, пусть он двигает их, устанавливая стрелки так же, как на ваших настенных часах. Такие помощники станут хорошим стимулом в умении различать время.
Не стоит пытаться научить ребенка всему этому за один урок. Малыш может определять время по маленькой стрелочке, но с минутами все обстоит намного сложнее, так как дошкольник еще не умеет быстро складывать. Не требуйте от ребенка выполнения этой трудной задачи.
Больше интересного о развитии и обучении малыша — в нашем канале на