Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Старые или на новый лад: какие сказки не стоит читать детям

Народные сказки зачастую пугают жестокостью и нелепостью, современные — простотой или неадекватностью. Ищем здоровый баланс.

10 сентября 2021
детская игра в домики
Источник:
zeljkosantrac/Getty Images/E+
Ирина Найдина
психология

детский и семейный психолог

Мамы и бабушки не задумывались, какие книжки читать нам на ночь. Каждый малыш в Советском Союзе знал стандартный набор старых русских и европейских сказок. Своеобразные полеты фантазии братьев Гримм, Шарля Перро и Андерсена никого не смущали. Классикам доверяли безоговорочно, и жесткого возрастного ценза не существовало. А сегодня некоторые мамы и папы отказываются читать детям и «триллер» про гусей-лебедей, и «хоррор» про Красную Шапочку. Почему, у каждого свои аргументы.

Культурное наследие

Русские народные сказки для самых маленьких вызывают меньше всего вопросов. Они предельно короткие, сюжет у них примитивный, но малышам нравится. В 2–3 года особенно хорошо идут «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», многочисленные фабулы про зайца, лису и волка. Это как раз те сказки, где добро и зло высвечиваются максимально четко. К тому же они читаются по времени ровно столько, сколько двухлетки готовы сидеть и слушать. И главные герои в них всегда хорошие. А вот конец может быть не совсем счастливым: Колобка съели, яичко разбили, теремок разрушили. Порассуждать на эту тему стоит, но позже, года в четыре.

Даже если на книжке стоит пометка «0+», лучше ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка. Некоторые дети очень возбудимы и впечатлительны от природы. Им тяжелые сказки лучше читать как можно позже и только после того, как вы убедитесь, что они к этому готовы.

Совсем другое дело — русские народные сказки со сложным сюжетом: они все чаще попадают в опалу. Некоторые родители и вовсе отказываются приобщать ребенка к такому сомнительному культурному наследию. Большинство психологов согласны: жизнеописания Емели, Ивана-дурака, Ильи Муромца действительно требуют комментариев со стороны родителей. На примере Емели, скажем, можно показать ребенку, что в реальности чудес не бывает и, чтобы чего-то добиться в современном мире, нужно приложить усилия: окончить школу, потом институт. Но это только если вы сами так считаете. Если у вас другая теория, смело предлагайте ребенку свою субъективную интерпретацию. В любом случае знакомство с традиционными, но неоднозначными сюжетами лучше отложить до 4–5 лет, ведь малышам объяснить многогранную мораль будет не так просто.

Много сомнений порождают классические авторские сказки, как наши, так и зарубежные: сюжеты у них слишком жестокие. Вдруг нежная психика ребенка пострадает? Особенно если он растет под колпаком в иллюзорном мире, созданном мамой и папой. Но если герои попадают в настоящую беду, проходят через серьезные испытания или все заканчивается печально, с такими драмами лучше и правда подождать до 6–7 лет. То же самое касается современных авторских сказок, рассказов и фильмов для старших дошкольников. Если сценарий очень печальный, не торопитесь. Например, фильм про Бима лучше показать после 7 или даже 8 лет. «Денискины рассказы» тоже не стоит читать раньше.

как выбрать сказку для ребенка
Источник:
Getty Images/Tetra images RF

Без спешки

Если вы адаптируете сказку, потому что считаете, что ваш ребенок еще не готов воспринять такую серьезную или травмирующую информацию, задумайтесь, нужна ли ему вообще эта история. Самое главное, что дети мгновенно подмечают, — это реакция мамы. Ваши страхи, напряжение, эмоциональное оцепенение тут же передаются ребенку, даже если вы меняете сюжет по ходу чтения и стараетесь контролировать мимику. Лучше сразу выбирайте те сказки, которые близки вам по духу.

Сюжетные линии

  • Тема смерти. Сказки, где в той или иной форме говорится о смерти, можно читать детям примерно в 7 лет. До этого момента переварить такую информацию им сложно, поэтому выработается только тревога. Но ближе к школе страх смерти как раз активируется, а еще появляется готовность принять тот факт, что «некоторые люди иногда умирают». Сказки, в которых герои гибнут, помогают ребенку пережить бурные чувства и в той или иной степени обуз­дать свои боязни.

  • Людоедство. Страх быть съеденным, поглощенным, уничтоженным тоже про смерть. Ребенок рассуждает логично, правда, на бессознательном уровне: если меня зажарят, я умру. Однако эти сюжеты можно вводить чуть раньше, с 4–5 лет, потому что людоеды — все же мифические существа. И обычно в сказках, где они фигурируют, конец благополучный: Мальчика-с-пальчик так никто и не проглотил, Баба-яга осталась без обеда.

  • Насилие. Нападение, пленение, нанесение увечий — темы, предназначенные скорее для шестилеток. Чтобы правильно среагировать и не испугаться, ребенок должен достаточно окрепнуть духом. Хотя многое будет зависеть от сюжета. В современных мультфильмах и детских фильмах про супергероев главные персонажи неуязвимы. Их нельзя застрелить, потопить, зарезать. Если даже в них кто-то стреляет, они оживают мгновенно. По этой причине сказки с таким сюжетом можно предлагать детям уже с 3–4 лет. Не зря же малыши поклоняются Человеку-Пауку, особенно мальчики.

Чтобы у ребенка формировалось адекватное восприятие действительности, его разумно знакомить не только с классическими сказками, но и с современными сюжетами. Во всем должен быть здоровый баланс.

Старые или на новый лад: какие сказки не стоит читать детям
Источник:
LumiNola/Getty Images/E+
  • Злые чары. Речь про колдунов и ведьм, которые перевоплощаются в добрых старушек, угощают отравленным яблочком, превращают в камень бедных мирных жителей. Такие сказочки лучше отложить до 7 лет. Чтобы адекватно воспринять услышанное, у ребенка должно быть сформировано символическое мышление. Он должен четко понимать, что наш мир многозадачный и многофакторный, одно событие тянет за собой другое, а за ним и третье по ряду совершенно определенных причин. При этом он должен уметь отличать вымысел от реальности. Спросите себя, научился ли ваш ребенок мыслить критично, чтобы понять: на самом деле ведьм не существует.

  • Романтика. Рассказы про принца на белом коне до сих пор импонируют многим родителям. Но надо понимать, что создавались эти сказки в ту эпоху, когда женщина была бесправным и бессловесным существом и единственным ее шансом на спасение было встретить храброго защитника. Современные барышни, и большие и маленькие, совсем другие, и свои требования к ним общество кардинально изменило. Все же мир с тех пор сильно преобразился. Хотя сказки про принцев до сих пор нужны. У женщины, в отличие от мужчины, в арсенале больше средств к выживанию. Ведь если кто-то ей поможет или кто-то ее спасет, окружающие не осудят. И было бы неблагоразумно этот способ девочке не подсказать, пусть в форме романтичной сказки. Тогда, если принц вдруг действительно придет, она от его поддержки не откажется. С другой стороны, на прекрасного рыцаря можно надеяться, но и самой при этом не плошать. Чтобы соблюсти баланс, девочкам полезно читать сказки и про принцев, и про юных эмансипированных героинь начала второго тысячелетия.

В старых сказках есть важные уроки: «Так было всегда», «Люди с любыми бедами могут справиться» и здоровые установки: «Не убий», «Не укради», «Не обмани», «Будь добрым и честным». В этом их главная ценность.

  • Вечные спасители. Сюжеты современных мультсериалов не отличаются разнообразием. Когда в каждой серии звери или люди кого-то спасают, невольно спрашиваешь себя: а есть ли от этого польза? Психологи дают положительный ответ. Все эти сюжеты говорят о преодолении сложностей, а их в реальной жизни будет много. А еще они учат детей быть смелыми, пробовать что-то новое. Это тоже полезно. К тому же среди спасателей непременно присутствуют девочки. Они наравне с мальчиками чинят двигатели, тушат пожары и сражаются с бандитами. Современным барышням такие мультфильмы внушают мысль, что они на многое способны и традиционная роль покорной жены и хранительницы очага не обязательно станет их уделом до конца дней. Так они понимают, что могут быть совсем другими. И это очень важно. А мальчики видят, что девочки — это не только принцессы, которых надо спасать. Будущие мужчины начинают понимать, что барышни готовы стать полноценными участниками гражданской и супружеской жизни. Это значит, любые сложности с ними отныне можно делить поровну.

Больше полезных и интересных материалов о детском воспитании — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения