Все родители с нетерпением ждут, когда их малыш произнесет свои первые слова. Если ребенок все молчит или говорит хуже, чем сверстники, у мам и пап закономерно возникает вопрос: все ли с ним в порядке?
Ко мне на прием очень часто приходят родители с вопросами: «Как оценить речевое развитие?», «Сколько слов должен говорить ребенок?». Первые поводы для беспокойства появляются, как правило, когда ребенку исполняется 1–1,5 года. Мое мнение — речевое развитие нельзя измерять по количеству слов. Сделать выводы о гармоничном психоречевом развитии ребенка можно, только оценив ряд важных критериев в совокупности.
Считается, что девочки произносят первые слова в 9-10 месяцев, а мальчики — в 11-12 месяцев. При этом допустимы отклонения в ту или иную сторону на 4-5 месяцев. Можно считать нормой, если ребенок говорит 7-10 слов в год с небольшим, и в то же время допустимо, если он владеет всего 3-4 простыми словами.
В год важно не количество слов, а другие признаки развития ребенка
Когда малыш только осваивает первые слова, у него может быть совсем не активная речь, но при этом нормальное психоречевое развитие. О том, что ребенок нормально развивается, несмотря на отсутствие речи, говорят такие факторы:
понимает значение простых слов, знает названия предметов и игрушек: например, если вы попросите дать мишку, он даст именно его, а не зайца;
выполняет простые просьбы «отдай», «возьми», «принеси»;
реагирует на отрицающие и запрещающие фразы «нет», «нельзя», «не трогай»;
откликается на свое имя, понимает, что обращаются именно к нему;
считывает эмоции, интонацию и жесты родителей;
машет «привет» или «пока»;
пользуется указательным жестом;
выражает эмоции;
играет со взрослыми;
устанавливает контакт взглядом;
захватывает мелкие предметы двумя пальчиками руки;
надевает кольца на пирамиду;
помогает снимать одежду, когда его раздевают;
держит ложку в кулачке.
Речевое развитие можно оценить только к двум годам
О задержке речевого развития можно говорить в случаях, когда в 2 года ребенок практически не говорит или не произносит ни одного слова или когда в 3 года у него все еще не сформирована связная речь.
Вам пора ко врачу, если:
в возрасте одного года у ребенка нет реакций на обращенные к нему слова;
в 1,5 года он предпринимает вялые и слабые попытки повторить услышанное слово;
в 1,5-2 года не может показать названный взрослыми предмет;
в 2 года не говорит ни одного слова;
в 3 года повторяет готовые фразы, но самостоятельной речи нет;
вместо речи использует мимику и жесты.
Существует три разновидности нарушений в развитии, которые связаны с задержкой речи у малыша:
ЗПР — задержка психического развития: уровень интеллекта не соответствует возрасту, из-за этого страдает и речь;
ЗРР — задержка речевого развития: связана только с речью, бывает органической (вследствие психических заболеваний либо нарушений работы ЦНС) и функциональной (вследствие неблагоприятный условий воспитания, некорректной речевой среды);
ЗПРР — задержка психоречевого развития: речь отстает гораздо сильнее, чем психическое развитие, и уже вторично страдает интеллект.
Самый распространенный вариант — первый (ЗПР). Официально диагноз звучит как «специфическое расстройство речи и языка». Если с ребенком не заниматься, то происходит тотальное недоразвитие психических функций, и задержка речи может перейти в умственную отсталость.
Начинать коррекционную работу нужно в 3 года
Именно в три года нужно начинать активно действовать, иначе проблемы будут прогрессировать. У ребенка может не сформироваться словесно-логическое мышление — оно так и останется на уровне наглядно-действенного. Кроме того, кратковременная память будет значительно снижена. Ко всему прочему прибавится рассеянность, неустойчивое внимание и поверхностное восприятие.
Уже в начальной школе ребенка с таким «багажом», скорее всего, ждут трудности с учебой. Неуспеваемость, проблемы в общении со сверстниками и отсутствие мотивации к учебе могут привести к дезадаптации личности младшего школьника. Перспектива оказаться в коррекционном классе мало кого из родителей обрадует.
При малейших подозрениях на задержку речевого развития нужно начинать действовать. В первую очередь — обратиться ко врачу. Если диагноз подтвердится, это не приговор ребенку, а вызов родителям. Коррекционная работа с логопедом-дефектологом, терапия, которую назначит невролог, и домашняя работа по рекомендованным методикам обязательно дадут свои плоды. При эффективной, своевременно начатой работе с ребенком диагноз чаще всего уже к 10-11 годам снимается безвозвратно.
- Почему детей с дефектами речи становится все больше
- Как правильно развивать речь ребенка с рождения до 6 лет: объясняют эксперты
- Малыш не говорит: причины задержки развития речи
- Почему малыш не говорит: 6 ошибок родителей, которые мешают ребенку
- Полиглот с пеленок: изучение иностранных языков до школы или все-таки до сада