«Дочь учится в 6-м классе и не может справиться с одной проблемой: она очень боится экзаменов и проверочных работ, за которые ставят оценки. И всегда пишет их хуже, чем могла бы это делать в спокойной обстановке. Вообще, дочь учится хорошо — на „4“ и „5“, отлично пишет сочинения, делает самостоятельные работы. Но как только учитель сообщает о контрольной или диктанте, у ребенка начинается паника. Говорит, что на уроке спешит, чтобы уложиться в отведенное время, и в результате делает ошибки. Волнуется, что испортит итоговую оценку. А так и происходит. Как помочь дочери?» Ольга, 42 года
Как помочь ребенку
дома
Страх контрольных работ формируется постепенно, а значит, есть момент его первичного появления и процесс закрепления. Поговорите доверительно с ребенком в спокойной обстановке, уточните:
когда у него впервые появился этот страх,
чего именно он боится,
что, по его мнению, произойдет, если это «страшное» случится,
как он будет справляться с данной ситуацией,
есть ли те, кто ему помогут в этом,
что произойдет, если у него не будет страха контрольных.
Такая работа с самим страхом делает эмоцию доступной для исследования, а значит, и для изменения — вплоть до избавления от страха или использования его в своих целях.
Попросите ребенка представить страх в виде какого-либо метафорического предмета или существа. Можно предложить нарисовать его (или сделать из какого-либо материала) и решить, что с ним сделать. Например, он может его брать с собой в школу и запирать в портфель на время контрольной, или оставлять дома, или разорвать на мелкие кусочки, или спрятать внутрь какого-то предмета (игрушки, коробки).
Родителям важно выяснить, когда и в результате чего у ребенка появился страх проверочных работ, как развивался. Часто такие эмоции служат для привлечения внимания взрослых, поиска их принятия, одобрения, поддержки.
в школе
Учителю необходимо обращать внимание, как дети реагируют на контрольную работу. Иногда доброжелательное отношение, пример из своего опыта о том, что ребенок не одинок в подобных переживаниях, помогает ученику справиться со страхом. Большинство учителей знают техники помощи таким детям. Если они не срабатывают, нужно обратиться к школьному психологу.
Главное — нельзя игнорировать этот страх или высмеивать, наказывать за него, потому что тогда он быстро укрепляется и разрастается, травмируя психику ребенка.
Кроме того, хорошо показала себя практика введения опросов в конце каждой темы или даже урока. Если их не называть «контрольная», а ввести иное название, например, «итоги», «результаты», «заметки», то у детей вырабатывается привычка к отчетам, а страх их уменьшается. В средней и старшей школе можно ввести проверку контрольных учениками друг у друга. Так дети привыкают к осознанному анализу своих результатов, что снижает страхи и увеличивает уверенность в себе.
Страх перед контрольными работами у детей школьного возраста — достаточно частое явление. И во многом он определяется взаимоотношениями ребенка с родителями.
Любая контрольная работа — это стресс. Но нужно научиться его гармонично проходить и завершать.
Понаблюдайте за состоянием ребенка в момент написания теста. Если у него учащается сердцебиение, меняется ритм дыхания, он краснеет, значит, вырабатывается адреналин, а это негативно влияет на концентрацию внимания. И даже если материал был отработан на 100%, в школе ситуация может быть непредсказуема.
Также на результат могут влиять убеждения, которые прививаются ребенку в семье, например такая: «Ты должен быть лучше всех, у нас в семье всегда были только отличники». Особенно часто такие установки бывают у родителей-преподавателей. Но эта ответственность способна лишить ребенка мотивации учиться, а недостаточные, с точки зрения взрослых, успехи еще и разрушить самооценку. Будьте аккуратны в категоричных высказываниях.
Кроме того, в образовательном процессе существует явление сезонности, когда в начале года ребенок хуже учится, потому что проходит адаптацию и привыкание к новому циклу обучения. В конце года, как правило, успеваемость у детей лучше.
Что еще можно сделать?
Родителям нужно больше общаться с ребенком. Если ребенок получил плохую оценку, не ругать его, поддержать. Помните, излишний перфекционизм приводит к невротическим расстройствам.
Проработать тему со страхами перед контрольными ребенок может в играх или театральных кружках. Объясните ребенку, что мир обладает разной палитрой чувств. Страх — это нормально, в жизни ребенка будут разные ситуации.
Плохая оценка — это повод для работы над ошибками. Если ученик не разобрался в теме, возможно, ему потребуются дополнительные занятия с учителем или репетитором. Но это не означает, что ребенок — неудачник.
Приучите сына или дочь к тому, что перед важными зачетами нужно хорошо выспаться, пройтись пешком и подышать свежим воздухом.
И не забывайте хвалить ребенка: чем больше теплых слов, тем меньше у него тревожности.