На успехи ребенка в учебе влияет множество факторов: мотивация, обстановка в школе и дома, отношения с родителями и с одноклассниками, интерес к конкретным предметам, психофизическое развитие и так далее. Прежде чем задуматься о стратегии повышения успеваемости, необходимо найти причины текущего неудовлетворительного положения — уверена педагог и со-основатель нео-образовательной системы «ПреображаниУм».
Шаг 1. Проанализируйте: ваш ребенок точно не справляется?
Ребенок действительно не справляется с учебной нагрузкой или просто не хочет стараться? Есть ли у него конфликты в школе? Нет ли проблем со здоровьем? Прежде, чем решать проблему, необходимо ее четко сформулировать и хорошо подумать, действительно ли это проблема.
Не бывает детей, у которых получается абсолютно все. Учеников, которые одинаково любят литературу, физику, физкультуру и географию, крайне мало. В норме что-то должно получаться лучше, а что-то — хуже. Если вы хотите, чтобы у ребенка были одни «пятерки», вынуждены вас огорчить: у него могут быть «четверки» и иногда даже «тройки» и «двойки».
Шаг 2. Оцените, не слишком ли сложная программа
Также бывает полезно соотнести реальные возможности ребенка и уровень нагрузки — если интересны история и литература, но в школе он получает максимум 4, то может быть темп подачи материала и его объем превышают текущие возможности ребенка? Возможно, оценка отражает успехи в освоении слишком сложной программы, а стандартной ребенок получил бы 5+. Вот она — теория относительности в действии.
Именно поэтому важно выбирать школу, учитывая возраст и интересы ребенка. Если у него технический склад ума, и ему хорошо дается математика, не нужно «запихивать» ребенка в школу с углубленным изучением языков или других гуманитарных наук. И, наоборот, если ребенка интересует русский язык, чтение и творчество, зачем отдавать его в класс, где готовят будущих инженеров?
Шаг 3. Рассмотрите условия для учебы дома
Оцените, создаете ли вы дома все необходимые условия для учебы. Довольно часто у детей жизнь делится на школу, которая ассоциируется с трудом и стрессом, где постоянно нужно работать, дисциплинированно сидеть на месте, внимательно слушать и все в таком духе, и дом, где постоянный праздник, развлечения, гости, братья и сестры, и так далее. Таким образом, дома комфортно, безопасно и интересно, но эта атмосфера совсем не создает рабочий настрой, задания не выполняются и оценки это отражают.
Возможно, вам нужно создать четкий график, в котором будет место для отдыха после школы и для выполнения домашнего задания, а после него — занятия хобби. Это станет стимулом быстрее расправиться с домашней работой, чтобы расслабиться и посвятить время развлечениям. Но при этом после школы, где дети много сидят без движения, им не помешает прогулка или подвижные игры. Также важен удобный уголок для учебы, где нет отвлекающих факторов вроде телевизора, работающего фоном.
Шаг 4. Окажите помощь и поддержку
Важно помогать ребенку с учебой, но не становиться еще одним педагогом. Да, дома должны быть созданы все условия для выполнения уроков. Ребенок не должен дома снова сталкиваться с учителем в лице родителя, уроки как раз придуманы для диагностики того, насколько материал усвоен и годится как база для самостоятельной работы.
Если уроки даются с трудом и ваша точечная помощь и поддержка не помогают, надо предметно общаться с учителем, искать причину. В случае пропуска нескольких тем или комплексных проблем с предметом, поможет репетитор или специализированный кружок. Если в целом сложно и к тому же не нравится обстановка, можно поменять класс и даже школу, рассмотреть индивидуальный план обучения, семейное образование или смешанные онлайн + офлайн программы.
Бывает, что не складывается контакт с учителем или одноклассниками. Конечно же в неприятную обстановку идти совсем не хочется, да и силы доказывать что-то в такой ситуации есть далеко не у всех. Здесь единственный рецепт — быть всегда на стороне ребенка, спрашивать, думать, разговаривать и сообща принимать нужные меры. Более взрослым ребятам может помочь в том числе подключение психолога к работе.
Шаг 5. Обсудите с другими домочадцами план учебы
В некоторых случаях разумнее будет не менять место учебы, учителя или программу обучения, а наоборот облегчить адаптацию к текущей программе. Главное для этого — сменить свое отношение к оценкам ребенка. Можно, обсудив на семейном совете планы, решить, на какие предметы вы пока не делаете ставку и спокойно санкционировать «тройки», дав ребенку больше свободы и времени для внешкольных увлечений.
Шаг 6. Вспомните, какими фразами вы общаетесь с ребенком
Можно также задать себе вопрос, достаточно ли дома поддерживают уверенность ребенка в том, что у него все получится. Непоседливые дети часто с ранних лет слышат в свой адрес «бестолковый», «троечник», «лентяй» и так далее. Если это ваш случай, не исключено, что ребенок растет с ощущением, что вы совсем не верите в него и не делаете на него ставок. Даже при наличии всех возможностей — учителей, технологий, пособий — у ребенка нет никакой мотивации заниматься тем, что заранее обречено на провал. К тому же в справедливость полученной тройки он и сам заранее верит, как в аксиому.
Шаг 7. Продумайте мотивацию за хорошие оценки
Очень вдумчиво отнеситесь к созданию внешней мотивации за хорошие оценки. Совместно ребенком поразмышляйте о том, какие у него есть желания или даже цели и как они могут быть связаны с изучением конкретного предмета. Только не надо за 5 по физике выдавать карманные деньги или устраивать поход в кино. Нужна связка: изучить=применить.
Например, покупку новой игрушки или гаджета можно сделать увлекательным экскурсом в мир математики: рассказать, как копить, поискать скидки и поупражняться с процентами для выгодной покупки. Расспросите, что бы он хотел попробовать, куда хотел бы съездить и что ему для этого пригодится — например, география или иностранный язык. Ребенку нужна своя собственная, не навязанная извне цель или мечта и четкое понимание того, как школьные занятия помогут ее если не осуществить, то приблизить. Согласитесь, цифры на листочке не могут быть мечтой.
Найдите пример, который бы вдохновлял ребенка. Сегодня нам доступно огромное количество биографических фильмов, книг, встреч с кумирами молодежи, где можно в подробностях изучить, как они пришли к успеху. В моей практике был интересный случай с мальчиком, который профессионально играет в футбол. У него было очень плохо с математикой и когда учитель потратил время и усилия, объяснив ему, как знания геометрии помогут предсказать траекторию движения мяча и лучше сориентироваться в пространстве футбольного поля, мальчик начал делать успехи. Для дополнительной мотивации учитель даже подобрал ему фильм с Брэдом Питтом, в котором тренер просчитывал математическую вероятность той или иной комбинации с учетом сильных сторон игроков. Таким образом ребенку стал гораздо понятнее этот предмет, он действительно был вдохновлен делать успехи в математике и геометрии. Не мотивирован внешним вознаграждением и не запуган, а именно вдохновлен, потому что к нему нашли индивидуальный подход.
Самое важное — не забывать, что школа — это еще и «школа жизни». В школе дети учатся нести посильную ответственность за то, что они чего-то не сделали, не выучили, получили двойку и так далее. Они учатся делать выбор: менять ли что-то, прикладывать ли больше усилий, или просто смириться и направить фокус внимания в другую сторону. Зачастую компенсировать недостатки детей, пытаться развить самые слабые стороны — очень трудоемко и малоэффективно, а вот ставка на то, что детям нравится и получается у них лучше всего, дает лучший результат.
Соль для ванны «Happiness re-charge»
Расслабляющая соль-пенна для ванны с ароматом клубничного йогурта.