Стресс проявляется по-разному и порой — именно через физическое недомогание. Бывает так, что детей тошнит именно в день школьной линейки из-за чрезмерного волнения, а перед публичным выступлением вдруг начинает невыносимо болеть голова.
Однако иногда речь идет о манипуляции — осознанной или неосознанной — когда ребенок придумывает себе болезнь, чтобы, к примеру, пропустить очередной школьный экзамен, к которому он не готов. Как вести себя в таком случае?
Почему ребенок так себя ведет
Психолог Наталья Сафонова называет несколько причин, по которым школьник может регулярно заболевать перед важным уроком.
Родители ругают за плохие оценки, каждый раз после их получения в доме — конфликт.
Ребенок не может найти общий язык с учителями и одноклассниками.
Ему лень собираться в школу и отсиживать все шесть уроков.
Кроме того, ребенок может не понимать смысла каждодневной учебной деятельности, замечает психолог Мария Потапова. Дело в том, что представители современного поколения, рожденные в диджитал-среде, склонны быстро терять интерес к чему-либо и испытывать нехватку мотивации.
«Но у современных детей есть преимущество — способность понимать свои чувства и желание понимать смысл своих усилий. Поколение миллениалов можно было без объяснений строгой дисциплиной заставить учиться. Современный ребенок меньше боится наказаний, для него гораздо важнее не делать то, в чем он не видит смысла», — говорит психолог.
Что делать родителю
Если вы замечаете тенденцию, попробуйте поговорить с ребенком о том, что стоит за его нежеланием идти в школу. Помните, что даже если он манипулирует, это не значит, что он ленивый, наглый или злой — ему нужна ваша помощь и внимание.
Не стоит исходить из однозначного убеждения в том, что он симулирует — если он жалуется на головную боль или живот, сходите к врачу. Игнорировать такое поведение сына или дочери нельзя — это воспринимается как отвержение и равнодушие, и ситуация может в дальнейшем лишь ухудшиться.
«Не сравнивайте оценки ребенка с другими учениками, братьями, сестрами и т.д. В конце концов, не в оценках дело, а в полученных знаниях. Не расстраивайтесь сами из-за полученных детьми плохих оценок», — советует Наталья Сафонова.
Важно также проанализировать собственное поведение — а не манипулируете ли вы сами своими близкими, не ваши ли модели коммуникации перенимает ребенок?
Если вы убедились в манипуляции, дайте понять ребенку, что он разоблачен и должен идти в школу. Здесь можно проявить твердость.
Не забудьте также объяснить ребенку, какие реальные плоды принесет им успешная сдача экзамена — чтобы он видел смысл в том, что он делает.