Почему ребенок так себя ведет
Стресс проявляется по-разному и порой — именно через физическое недомогание. Бывает так, что детей тошнит именно в день школьной линейки из-за чрезмерного волнения, а перед публичным выступлением вдруг начинает невыносимо болеть голова.
Однако иногда речь идет о манипуляции — осознанной или неосознанной — когда ребенок придумывает себе болезнь, чтобы, к примеру, пропустить очередной школьный экзамен, к которому он не готов. Как вести себя в таком случае?
Психолог Наталья Сафонова называет несколько причин, по которым школьник может регулярно заболевать перед важным уроком.
Родители ругают за плохие оценки, каждый раз после их получения в доме — конфликт.
Ребенок не может найти общий язык с учителями и одноклассниками.
Ему лень собираться в школу и отсиживать все шесть уроков.
Кроме того, ребенок может не понимать смысла каждодневной учебной деятельности, замечает психолог Мария Потапова. Дело в том, что представители современного поколения, рожденные в диджитал-среде, склонны быстро терять интерес к чему-либо и испытывать нехватку мотивации.
«Но у современных детей есть преимущество — способность понимать свои чувства и желание понимать смысл своих усилий. Поколение миллениалов можно было без объяснений строгой дисциплиной заставить учиться. Современный ребенок меньше боится наказаний, для него гораздо важнее не делать то, в чем он не видит смысла», — говорит психолог.
Что делать родителю
Если вы замечаете тенденцию, попробуйте поговорить с ребенком о том, что стоит за его нежеланием идти в школу. Помните, что даже если он манипулирует, это не значит, что он ленивый, наглый или злой — ему нужна ваша помощь и внимание.
Не стоит исходить из однозначного убеждения в том, что он симулирует — если он жалуется на головную боль или живот, сходите к врачу. Игнорировать такое поведение сына или дочери нельзя — это воспринимается как отвержение и равнодушие, и ситуация может в дальнейшем лишь ухудшиться.
«Не сравнивайте оценки ребенка с другими учениками, братьями, сестрами и т.д. В конце концов, не в оценках дело, а в полученных знаниях. Не расстраивайтесь сами из-за полученных детьми плохих оценок», — советует Наталья Сафонова.
Важно также проанализировать собственное поведение — а не манипулируете ли вы сами своими близкими, не ваши ли модели коммуникации перенимает ребенок?
Если вы убедились в манипуляции, дайте понять ребенку, что он разоблачен и должен идти в школу. Здесь можно проявить твердость.
Не забудьте также объяснить ребенку, какие реальные плоды принесет им успешная сдача экзамена — чтобы он видел смысл в том, что он делает.