Сегодня в мире живет 1% населения с заиканием. В России эта проблема касается тысяч детей, и важно правильно выбирать пути коррекции. Как помочь ребенку с заиканием, рассказывает наш эксперт в области детской неврологии и логопедии, педиатр и невролог Лусине Хачатрян.
PARENTS Известно, что заикание — это не просто расстройство, а серьезная проблема. Какие виды заикания бывают и чем они отличаются?
ЛХ В мире существует несколько классификаций заикания. Заикание — это сложное и драматичное расстройство речи, которое вызывает много вопросов у неврологов и логопедов. Выделяют две формы заикания: более легкое — невротическое заикание, которое возникает у детей с повышенной эмоциональной конституцией в случае возникновения каких-то эмоциональных переживаний. При этом паузы в разговоре очень короткие, а дома дети могут говорить вообще без запинок. Это расстройство, как правило, транзиторное, оно возникает в какой-то период жизни и может само уйти. Часто это бывает на этапе, когда у ребенка только формируется речь.
Второй вариант заикания — более тяжелый. Он называется неврозоподобным и может возникать гораздо позже. Это связано с достаточно серьезными повреждениями нервной системы, которые могут иметь перинатальный характер, генетическую детерминированность (наследственно обусловленное заболевание, вызванное изменениями ДНК — прим.ред.). Как правило, неврозоподобное заикание всегда сочетается с другими неврологическими синдромами — это дисграфия, дислексия, нарушение обучаемости, дефицит крупной и мелкой моторики. И у этих детей мы, как правило, выявляем и другие изменения со стороны нервной системы, какие-то очаговые нарушения. Все это подразумевает более плотную работу с неврологом.
Как помочь ребенку с заиканием? Как лечится заболевание?
Существуют разные логопедические методики, некоторые из них противоречат друг другу. Многие врачи считают, что надо корректировать заикание с помощью режима молчания, другие считают, что наоборот, надо активно разрабатывать контроль над проговариванием с помощью дыхательной гимнастики. Многое зависит и от возраста ребенка. Трехлетнему малышу сложно объяснить, как надо дышать. Но если ребенку 10-11 лет и он уже заинтересован в коррекции своей речи, помочь гораздо проще.
Мы применяем разные методики лечения заикания, они также зависят от возраста пациентов. По сути все логопедические методики основаны на правильном дыхании, обучении детей контролю дыхания и проговариванию звуков на выдохе. Но есть и технические «помощники». Аппарат, который помогает улучшать функционирование мышц оральной мускулатуры — в нем эффект вибромассажа сочетается с логопедическими упражнениями. При невротических формах заикания, которые рецидивируют крайне редко, применяется легкая седативная терапия и психотерапия.
Помимо традиционных методов медико-педагогической коррекции, мы применяем современные уникальные высокоэффективные методы. В том числе транскраниальную микрополяризацию — это физиотерапевтическая методика лечения заболеваний центральной нервной системы. Она основана на воздействии микротока на триггерные точки в головном мозге, влияющие на речь. Также мы применяем передовую форму звуковой терапии — биоакустическую коррекцию, основанную на биологически обратной связи. Высокая эффективность этих методик подтверждена научными исследованиями: у многих пациентов после их применения заметно улучшились психофизиологические показатели, частично или полностью исчезли проявления заикания.
Кроме того, для лечения заикания используется виброплатформа «Галлилео» — это нейромышечный стимулятор, улучшающий нейронную интеграцию. Она помогает в реабилитации пациентов.
Как долго длится процесс коррекции заикания?
Зависит от дефекта. Неврозоподобное заикание подчас нужно корректировать всю жизнь — пациент может нуждаться в пожизненной лекарственной терапии, так как это клонические судорожные проявления и подчас они требуют назначения противосудорожной терапии.
Что касается невротических форм, они, как правило, купируются за месяц-полтора. При этом у ребенка должен быть психощадящий режим — достаточно времени для отдыха и благоприятная среда. Некоторых детей на это время даже забирают из сада, чтобы не травмировать их и дать возможность установиться речевой функции.
Существует версия, что наличие аденоидов как-то связано с заиканием, насколько оно верно?
Научных работ, подтверждающих, что аденоиды и заикание взаимосвязаны, нет. Но по логике, наличие воспаленных аденоидов — это затрудненное дыхание через нос, особенно в ночное время, что ведет к гипоксии и усугубляет состояние ребенка.
Если это аденоиды рецидивирующие — второй-третьей степени, если они сопровождаются ухудшением слуха, врачи рекомендуют удаление. Но нужно всегда учитывать риски и стресс от самой операции. Если такому пациенту рекомендуют аденотомию, то с высокой вероятностью под наркозом, чтобы у ребенка было меньше стресса.
Когда пора обращаться к специалистам? С чего начинать?
Когда выявляется проблема заикания, конечно, ребенка смотрит педиатр. Он должен незамедлительно отправить ребенка к неврологу, чтобы дифференцировать форму заикания — невротическое оно или неврозоподобное. Только после этого выстраивается вся реабилитационная программа.
Если у ребенка невротическое заикание, логопед не нужен, достаточно легкой седативной терапии и игротерапии, достаточно нейропсихолога, который может выявить эмоциональные проблемы и скомпенсировать их. А вот если у ребенка неврозоподобная, то есть тяжелая форма органического заикания, то в этом случае нужно подключать команду специалистов, здесь нужен и невролог, и логопед, возможно, нейропсихолог. И этот процесс нужно начинать с самых первых дней, как только выявится заикание — обычно у детей это становится очевидно в 2,5-3 года. Но неврозоподобное чаще всего начинается чуть позже, где-то с 4,5-5 лет. Конечно же, надо незамедлительно идти к специалисту.
Подскажите, как родителям найти «своего» врача?
Важно, чтобы между ребенком и логопедом или неврологом возник высокий уровень доверия и комфорта. Это обычно сразу чувствуется. Коррекция речи должна проходить в игровой форме, чтобы ребенку не было тяжело.
В Росси нет недостатка специалистов в области логопедии?
Сегодня найти профессионала, умеющего работать с проблемами заикания, достаточно сложно, так как это требует высокого уровня квалификации. К примеру, в России готовят много специалистов по профилю «логопедия» и неврологов, однако дальнейшее повышение квалификации в сфере коррекции речевых нарушений — это инициатива самого специалиста.