Метод Монтессори не зря имеет такое название. Это не разновидность детского сада, а целая педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори. Ее суть заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке творческую личность, не ограничивая ее строгими рамками. В ней особое место отведено сенсорному воспитанию (развитию органов чувств).
Основные принципы системы:
самостоятельность ребенка;
свобода в установленных границах;
естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребенка.
И хотя этой методике почти 100 лет, в России она получила популярность в постперестроечные времена, когда советские принципы воспитания с жесткими рамками стали многими отвергаться и появилось большое количество частных детских садов и центров. О методике Монтессори сказано многое. Кто-то уже отказался от нее, другие считают это лучшим способом развития малыша, но мы решили поговорить именно о ее недочетах и проблемах, которые не учитывают фанаты этой системы.
Многие детские центры слишком узко трактуют принципы Монтессори
Многие мамы сталкивались с давлением общества, которое говорит, что ребенка нужно развивать чуть ли не с пеленок и социализировать еще до того, как он пойдет в детский сад. Подвергаясь заразному мнению друзей, родители записывают годовалых малышей в платные центры, где одно занятие может достигать 2000 рублей. Но стоит ли выкладывать такие деньги за посещение клуба, когда ребенок еще ничего не умеет и даже ходьба на двух ногах ему дается с трудом?
Основная проблема с методом Монтессори в России заключается в том, что каждый трактует ее на свой лад, называя центр в честь итальянского педагога. Но часто ли в этих детских клубах соблюдают основные правила Марии Монтессори?
У истоков методики лежал принцип разделения детей на возрастные группы. При этом в реальности группы часто бывают разновозрастными или рассчитаны только на детей до трех лет. Что подходит годовалому малышу, не годится для трехлетки и тем более старшего дошкольного возраста. Вы же не станете сажать тоддлера перед банкой с крупами или биззи-бордом с молнией и пуговицами?
Также во многих частных садах и клубах работают только с определенными группами детей, например, теми, у кого задержка в развитии. Причем, тема хоть и популярная, но порой найти в городе подходящий детский центр проблематично.
Методика обобщает потребности всех детей
В садах, созданных по методу Монтессори, часто создают разновозрастные группы, чтобы младшие тянулись к старшим. С одной стороны, это стимулирует, ведь раньше, когда в семьях было много детей, младшие равнялись на старших и в какой-то степени раньше взрослели.
Но в классической советской педагогике по Выготскому или в системе американского психолога С. Холла есть четкое разделение видов деятельности по возрастам. Так стоит ли размывать между ними границы?
У Холла, например, указано, что до 5 лет дети увлечены землекопанием и не вылезают из песочницы, затем переключаются на построение домиков и шалашей, создание своей команды, которая вступает в конфликт с «вражеской», а в школьном возрасте они проявляют осознанный интерес к земледелию. А в Монтессори-садах все смешивается в кучу, и детям дают самим выбрать, чем заняться, минуя какой-то важный этап развития.
Очень много благих намерений было у Марии Монтессори, потому что в ее методике вводят ребенка в социум. У нее дети должны быть в группе, при этом рядом с ними есть воспитатель. Ребенок включен не только в игру или занятие, а еще и в быт. Детям, например, выдаются фартуки, они следят за чистотой: протирают пыль, поливают цветы, по возможности могут что-то делать. Это мы можем назвать только плюсом, но в методе Марии Монтессори с точки зрения нашей отечественной детской и культурно-исторической психологии Льва Семеновича Выготского недостаточно раскрыта тема, что личность развивается не только на занятиях.
Метод Монтессори во всем мире очень известен и широко применяется почти век и, тем не менее, в нем есть некая упрощающая составляющая, потому что мало уделяется времени погружению в культуру, в историю конкретного общества.
С точки зрения культурно-исторической теории, личность ребенка развивается, постигая прошлый опыт социума, в котором он существует. Развитие будет полноценным, если мы научим ребенка присваивать себе все, что уже было, и существовать по тем правилам, что приняты в обществе.
Не учитывается также вопрос, что в каждой возрастной группе есть своя ведущая деятельность, и мы не можем ее заменить методикой только одного человека. У каждого ребенка ведущая деятельность разная, поэтому важно развивать именно ее, не навязывая свое мнение. Универсальной методики для всех детей от года до 10 лет не существует.
Ведущая деятельность — это деятельность, которая отвечает за психические процессы и психологические особенности личности ребенка на определенных стадиях его развития. При переходе на новый уровень предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее значимость. Например, для младенца важно выстроить эмоциональную связь со взрослыми, для тоддлеров, которые активно формируют речь, на первый план выходит сотрудничество со взрослыми. При этом все выполняется в основном в игре, с возрастом игра отходит на второй план, сменяясь познавательной деятельностью.
Для ребенка старшего дошкольного возраста важна оценка значимости его действий, а младший школьный возраст отвечает за развитие самоконтроля и рефлексии.
Нет стимула для совершенствования навыков
В таких центрах по методу Монтессори малышу дают полную свободу действий. Класс разделяют на несколько творческих зон: естествознание, спорт, живопись, природа и так далее. При этом ребенку предлагают попробовать все, но без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Получается, что ребенка никак не стимулируют углубиться в какую-то сферу и добиться в ней успехов. А некоторых детей очень важно «подстегивать», чтобы у них не было апатии к любой деятельности.
Иногда спортивный интерес стимулирует детей добиваться успехов. Сколько мы знаем таких историй, например, в науке или спорте. Будет ли у ребенка интерес к увлечениям, если инструменты для них не нужно добывать, не требуется совершенствовать навык шаг за шагом, чтобы получить подтверждение таланта в виде оценки, грамоты и так далее?
Да, здесь можно отметить, что творчество тоже надо развивать в ребенке. Высыпать все перед человеком и сказать «Давай, делай» — не получится. Даже художники великие чему-то учились. И здесь необходим другой человек, который должен научить, а не просто перед тобой положить все краски и холст.
Совершенно верно, когнитивные (познавательные) способности имеют такую тенденцию развиваться при дефиците игрушек, точнее, как говорил Райкин, не при дефиците или перенасыщении, а при балансе, когда хоть чего-нибудь не будет хватать.
При этом ребенок должен играть, а не заниматься целыми днями. И играть с учетом его ведущей деятельности, например, двухлетний учится манипуляции с предметами: строит пирамидки, играет с мячом, вставляет фигурки в формочки. В три года это могут быть игры по определенным правилам, к пяти годам на первый план выходят ролевые игры (дочки-матери, продавец и так далее). К семи годам лидирует учебная деятельность.