Будем честны: большинство родителей повышают голос на ребенка. Кто-то делает это в исключительных случаях (не сдержал эмоций), у кого-то крик становится обычным методом воспитания. «Пока не закричишь, сын с места не сдвинется», — жалуются мамы детей-подростков. На улице часто можно стать свидетелем сцены, когда папа прикрикивает на своего малыша, который остановился, а мама криком пытается «успокоить» плачущего ребенка.
К сожалению, агрессивный повышенный тон можно услышать и от учителя в школе. «Наша классная так следит за дисциплиной на уроке. Я понимаю, что сейчас с детьми сложно, они активные и шумные и так далее. Но ведь дети, если регулярно слышат крик и озлобленно-раздражительный тон в свой адрес, начинают к этому привыкать и принимать за норму», — рассказывает мама одного из учеников.
Нужно сказать, что дети по-разному реагируют на агрессивную манеру общения. У кого-то достаточно собственных ресурсов, чтобы пройти этот момент без последствий, а кто-то, более чуткий и ранимый, реагирует болезненно. Один из вариантов воздействия систематического стресса на ребенка — торможение его развития, рассказывает клинический психолог Мария Макухина.
О том, что еще происходит в организме ребенка, который слышит крик, и как со временем меняется его психика и поведение, в нашем материале.
- Для начала небольшая нейробиологическая справка. В головном мозге есть область под названием амигдала (или миндалевидное тело), расположенная под его корой, в белом веществе. Здесь возникают и обрабатываются наши эмоции. Амигдала «запускает» действие гипоталамуса, который отвечает за огромное количество процессов в организме, в том числе, за выработку корой надпочечников гормона стресса кортизола.
Эта цепочка выглядит так: происходит некая социальная ситуация — амигдала обрабатывает ее, получая информацию об ее эмоциональной окраске, и отвечает на нее страхом и тревогой — через нейротрансмиттеры активируется гипоталамус — гипоталамус стимулирует гипофиз, а гипофиз — кору надпочечников на выделение кортизола — кортизол переводит организм в режим повышенной готовности.
При этом все процессы, от которых не зависит выживание организма, «ставятся на паузу».
Там, где есть крик и раздражение, воспитание заканчивается.
Какие могут быть негативные последствия?
Если это происходит постоянно, организм начинает перестраиваться, и процессы, которые важны для развития ребенка, но которые не важны для выживания, постоянно приостанавливаются. Есть исследования, результаты которых говорят о том, что постоянный стресс приводит к торможению развития.
У взрослого человека, который кричит на ребенка, явно есть трудности с саморегуляцией и управлением своими эмоциями. А значит, он не может регулировать эмоции и поведение ребенка и «выпадает» из воспитательного процесса. Там, где есть крик и раздражение, воспитание заканчивается.
В такие моменты ребенок остается без внешней регуляции, которая нужна ему для познания и развития, пока его собственная регуляторная система еще не созрела. Говоря на уровне физиологии, лобная кора головного мозга еще не сформировалась, и он пока не может сам регулировать свои эмоции.
Кроме того, психика ребенка устроена так, что он копирует поведение значимых взрослых, людей, к которым он привязан. Все, что делает родитель, автоматически легализуется, и у ребенка появляется внутреннее разрешение на такое поведение: «Если так делает мама или папа, значит, это приемлемо, я тоже могу так делать». Постоянные родительские крики приводят к тому, что в сходных, по мнению ребенка, ситуациях он тоже начинает повышать голос: кричать на других детей или взрослых.
Родительские крики вызывают у ребенка страх, тревогу, оцепенение.
Он обесценивает спокойное детско-родительское общение, и через какое-то время становится невосприимчивым к крикам, то есть они на него просто не действуют, он воспринимает их как привычный фон. И если в первое время родитель может добиться желаемого эффекта, то потом ему приходится переходить к еще более агрессивным методам воздействия.