Наверняка вы не раз натыкались на формулировку «дети с ОВЗ» и задались вопросом, что же это такое. Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) — это дети с нарушениями физического, психического или сенсорного развития. Само понятие ОВЗ — педагогическое, и подразумевает, что таким у таких детей особые образовательные потребности, которые редко способна удовлетворить обычная школа.
Причины развития ОВЗ
Причин развития ОВЗ множество, но в обществе традиционно принято выделять три группы: врожденные, приобретенные и социальные. Первые чаще всего связаны с наследственностью, генетическим строением или внутриутробным влиянием.
Врожденные причины
инфекционные заболевания, которые перенесла мать ребенка во время беременности (токсоплазмоз, краснуха и т. д.);
токсическое воздействие на плод (употребление алкоголя, наркотиков, воздействие радиации или лекарств);
недостаток кислорода;
пороки развития, травмы;
хромосомные аномалии (синдром Дауна);
генетические заболевания (гемофилия и т. д.).
Приобретенные причины развития ОВЗ связаны с травмами и болезнями, поражающими организм ребенка после рождения.
Приобретенные причины
перенесенные инфекции;
травмы головного мозга, позвоночника или конечностей;
опухоли;
нарушения в работе эндокринной системы (диабет, гипотиреоз и т. д.);
проблемы с иммунитетом (аутоиммунные заболевания, аллергии);
хронические заболевания органов.
К социальным причинам развития ОВЗ относят неблагоприятные условия, в которых рос или продолжает оставаться ребенок. К ним относятся недостаток эмоциональной поддержки со стороны опекающих взрослых, насилие (как физическое, так и эмоциональное), недостаток обучения, а также дискриминация и изоляция ребенка по какому-либо признаку.
Вне зависимости от того, какие факторы послужили причиной ограничения возможностей ребенка, они так или иначе влияют как на его развитие, так и на качество жизни. Именно поэтому важно вовремя заметить нарушения — только так ребенок получит своевременную помощь.
Категории детей с ОВЗ
Детей с ОВЗ принято разделять на категории в соответствии с типом нарушения. При этом у одного ребенка с ОВЗ могут наблюдаться разные диагнозы — например, ребенок с синдромом Дауна может быть также слабослышащим. Помимо этого, некоторые категории тянут за собой другие — глухой или слабослышащий ребенок не воспринимает мир посредством слуха и лишен общения с другими, что приводит к трудностям или полной невозможности воспроизведения речи.
Категории нарушений у детей с ОВЗ
нарушения слуха (глухие или слабослышащие дети);
нарушение зрения (слепые или слабовидящие);
речевые нарушения (заикание, дислалия, дисфазия);
нарушения опорно-двигательных функций (ДЦП, сколиоз, ампутация конечностей);
задержка психического развития (умственная отсталость);
нарушения эмоционально-волевой сферы (расстройства аутистического спектра, СДВГ);
комплексные нарушения развития (синдром Дауна, синдром Ретта и т. д.).
В чем разница между ребенком с ОВЗ и инвалидностью
В России различают понятия «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид». В первом случае речь идет об особенностях, препятствующих получению образования, во втором — ребенок нуждается в социальной защите и поддержке из-за хронических заболеваний или травм.
При этом ребенок с инвалидностью может не нуждаться в особых условиях. Например, ребенку с нарушениями слуха (ОВЗ) могут понадобиться специальные условия для получения образования, но при этом у него не будет инвалидности. В то же время ребенок с пороком сердца может быть официально признан инвалидом, но получать образование наравне со всеми. Конечно, ребенок может быть инвалидом, и вместе с тем нуждаться в особых условиях — все зависит от конкретного случая.
Как получить статус «ребенок с ОВЗ»
Для получения статуса «ребенок с ОВЗ» необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Заявление на ее прохождение может подать родитель ребенка или его законный представитель. Сделать это можно как онлайн (с помощью сайта Mos.ru или «Госуслуги»), так и в Центрах диагностики вашего города.
Список необходимых документов
паспорт родителя или законного представителя;
паспорт или свидетельство о рождении ребенка;
заключение о ранее проведенных обследованиях ребенка;
заключение консилиума или специалиста, сосуществующего психолого-медико-педагогическое сопровождение в учреждении, где учится ребенок;
заявление на запись на проведение обследования ребенка в ПМПК;
направление от образовательной организации, где обучался ребенок;
подробная выписка из истории развития ребенка, включающая заключения врачей;
справка врачебной комиссии о состоянии здоровья ребенка;
сведения об успеваемости ребенка;
письменные работы по математике и русскому языку (для школьников), либо результаты самостоятельной работы (для дошкольников).
Характеристика ребенка, выданная учебным заведением.