Бабушка знает, как лучше для ребенка. Бабушка считает, что мальчику нельзя плакать. Бабушка уверена, что ее внучка недостаточна хороша. Эти примеры — признаки токсичных отношений.
Токсичные отношения — значит ядовитые. В них плохо физически или эмоционально. Это среда, в которой ребенку небезопасно: в ней присутствует эмоциональное или физическое насилие, повышается градус напряжения (например, когда мама с бабушкой конфликтуют и постоянно ругаются), чувствуется тревожность, за малышом нет должного ухода. Это все признаки токсичности.
Ребенок может испытывать напряжение при разговоре с бабушкой («вдруг, мне попадет», «я опять, какой-то не такой»). В токсичных отношениях часто нет места для проявления эмоций (воспитанные дети не показывают своих чувств: не кричат, не плачут, громко не смеются).
Может быть нарушение границ — как физических, так и психологических. Например, в родительской семье не принято рукоприкладство, а для бабушки это норма. Если входить в комнату внука-подростка без разрешения — это тоже вторжение в личные границы.
В такой среде ребенок не может полноценно развиваться и расслабиться. Он находится в постоянном напряжении. Как следствие этого вероятны плохое поведение, слабая успеваемость в школе, капризы, невротические проявления (энурез), агрессия и раздражительность. Не исключено недомогание и появление заболеваний.
Находясь в такой атмосфере, ребенок растет с пониманием, что он плохой, что он делает что-то не так. А поскольку дети еще не знают и не видят других примеров, то такие токсичные отношения в своей семье они принимают за норму.
Признаки токсичности у бабушки
Бабушка знает, как лучше
«У вас в семье три ребенка и ни одного взрослого! Меня слушайте: я знаю, как лучше».
«Да что бы вы без меня делали?!»
«Ой, твои родители, Сашенька, совсем глупенькие. Сейчас мы все исправим!»
Признак токсичности, когда свекровь или ваша мама произносит фразы обесценивающие, критикующие, подрывающие родительский авторитет. В такой ситуации родители как будто снимаются с роли мамы и папы и встают в один ряд с детьми, которые не способны принять правильное решение. Причем бабушка свою позицию может высказывать не напрямую, а внуку: «Опять твои родители тебя легко одели для прогулки», «Что за ерунду сварила твоя мама».
Доброта без границ
Противоположный вариант — очень добрая бабушка, которая при этом нарушает границы родительской семьи. Она может это делать в гостях у своих детей, мол, когда она уйдет, тогда и воспитывайте ребенка по своим правилам, а в ее присутствии будет по-другому. Например, угощает внука конфетами, хотя у него аллергия. Родители против того, чтобы бабушка покупала ребенку бесконечное количество игрушек, но она игнорирует просьбы.
С одной стороны, в послаблении нет чего-то страшного, если это делается от случая к случаю. Но если нарушения правил происходят регулярно и нарочно, когда бабушка вступает в коалицию с ребенком против его родителей («А мы им ничего не скажем»), это тоже признаки нарушенной коммуникации в семье.
Гипертрофированные тревожность и страх
Тревожные бабушки и дедушки без объяснения постоянно ограничивают действия ребенка:
«Куда ты несешься — лоб расшибешь».
«Прекрати прыгать — это опасно».
«Не дружи с этим мальчиком» и так далее.
Предостережения часто сопровождаются злостью, ужасом в глазах, вскрикиваниями, вздохами. Если вы часто оставляете малыша с такой бабушкой, то от нее он будет узнавать, что кругом опасность, все люди — плохие, а ребенка ждут неприятности…
Оценочность и критика
«Да ты только посмотри на себя, как свинья, вся испачкалась».
«Отдай мальчику игрушку, ты почему такой жадина?»
«Посмотри на Олю, внучку бабы Маши, она сама собирает игрушки, а ты ничего не умеешь».
Критика, сравнения и бесконечные запреты формируют в ребенке неуверенность и мнение, что он какой-то не такой.
Пассивно-агрессивное отношение
Бабушка добрая и вроде бы из лучших побуждений восклицает, какой же худенький и щупленький ее внук. Или корит внучку за ее болезненность («Неделю ходишь сад, а две дома болеешь»). Или «с любовью» замечает: «Какой ты у меня толстячок-пухлячок».
Такие фразы кажутся про любовь, а на самом деле — посылают ребенку сигнал о том, что он немощный, жалкий, не такой, как все. Все это может влиять на самооценку малыша.
Жалобы и недовольство
В пожилом возрасте многие бабушки жалуются на жизнь, болезни, одиночество. Внукам тоже предъявляются претензии («Ты тоже мне не звонишь, как и твои родители»). Она как будто становится инфантильным ребенком, конкурируя за родительское внимание с внуками: вот у вас ребенок появился, вы про меня забыли. Такое состояние жертвы, обиженности и бесконечного обвинения. Малыш не виноват в том, что так произошло в жизни взрослых, но может брать эту вину на себя.
Бабушка избегает общения с внуком
Токсичными могут быть бабушки, которые избегают общения с внуками, но детей к ним все равно отправляют. Они не хотят присматривать за маленькими внуками, злятся («Не нужно на меня детей свешивать, я сама еле хожу»). Находясь в пространстве, где ребенка не принимают, считают обузой, лишним, неудобным, он может испытывать чувства отверженности, стыда, вины, обиды, печали и тоски.
Бабушка применяет силу
Например, родители не наказывают физически ребенка, не обзывают, так не принято в родительской семьей, а бабушка может.
«Сейчас получишь у меня ремня!»
«В угол пойдешь!»
«Рот тебе зашью, будешь так говорить!».
В этом случае с ней нужен твердый разговор с обозначением санкций. Обязательно нужно поддержать ребенка, защитить его.
Как родителям вести себя с токсичной бабушкой?
Мы нарочно описали преувеличенные образы токсичных бабушек.
Нет идеальных людей, и каждый второй может найти в своем окружении признаки токсичных отношений. Стоит помнить, что наши родители — это те люди, благодаря, которым мы живем на этом свете, они старше, опытнее.
Поэтому важно понять, как часто свекровь или теща проявляют негатив к ребенку: регулярно, периодически или это случилось один раз. Как часто ребенок проводит время в таком окружении?
Задайте себе вопрос: как вы себя чувствую рядом с бабушкой — виноватой, неспособной, чувствуете ли злость, страх, стыд? Если да, то, вероятно, что-то в ваших отношениях происходит, отравляющее их.
Варианты дальнейшего развития событий:
Оставить все, как есть, понимая и принимая те последствия, которые могут быть у ребенка в токсичных отношениях со значимым взрослым.
Обозначить свои границы. Сказать, что вы чувствуете, что вы думаете и то, что вы предлагаете бабушке для решения вопроса. Поскольку проговаривая, мы можем надеяться, что нас услышат и изменят поведение. А дальше делать выводы.
Ограничить общение либо исключить его совсем в случае, если, например, бабушка проявляет жесткое физическое и эмоциональное насилие.
Схема для обратной связи с бабушкой
Вы называете факт (что случилось), интерпретируете этот факт (что это для вас обозначает), сообщаете свои чувства и вносите свои предложения.
«Мама, когда ты говоришь при детях, что я ни на что не способна, я расцениваю это как обесценивание и унижение, мне это не нравится и меня это злит. Я прошу тебя в присутствии детей не говори так, пожалуйста, и не подрывай мой авторитет в их глазах».
Если бабушка критикует или сравнивает внука с другим ребенком, нужно его защищать: «Бабушка, твои претензии безосновательны, сейчас ты не права».
В каких-то ситуациях можно ограничиваться просьбой: «Дети были счастливы, увидев столько сладостей! А я буду счастлива, если мы заменим в следующий раз шоколад на фрукты. Хорошо?».
Больше внимания уделяйте контакту с ребенком и отношениям внутри своей семьи. И, конечно, важно видеть не только ошибки коммуникации, но и помнить, сколько хорошего делает бабушка для семьи и внуков, как проявляет свою заботу и любовь. Хочет радовать подарками, угощением, разрешите ей это делать. Проявите благодарность и милосердие. Поищите, а за что вы искренне можете отблагодарить свою свекровь или тещу. И сделайте это!