Как вырастить ребенка эстетом? Начинать можно в любом возрасте, поэтому не переживайте, если считаете это своим слабым звеном, просто развивайтесь вместе. Делайте сознательный выбор в пользу красоты и осуществляйте его во всем, начиная с ежедневных бытовых подробностей: как выглядите, как разговариваете, как ведете себя с близкими и коллегами, что цените в мире вокруг… Конечно, знакомства с искусством и развитие творческих способностей – одна из главных составляющих этого процесса. В этом вам, родителям, очень помогут кружки, концерты, экскурсии, курсы и тренинги. Но самому главному – отношению к жизни – малыш учится именно в семье. Здесь все зависит только от нас и от того, чем и как мы окружаем своего ребенка.
В обычной жизни
Повседневные привычки – первое, на что надо обратить внимание. Новые знания ребенок сможет получить в любой момент, а детские привычки останутся навсегда. Поэтому буквально с первых дней позаботьтесь о том, чтобы его окружали аккуратность, опрятность, внимание и красота, транслируемые взрослыми. Когда малыш подрастет, несколько простых советов помогут вам наполнить его жизнь ценностями красоты и эстетизма.
- Развивайте у ребенка уверенность в собственной привлекательности. Никогда не делайте негативных замечаний о его внешности. Помните, до прохождения кризиса семи лет для малыша он и его поступки еще неразделимы, поэтому любая критика влияет на самооценку. К тому же в каждом ребенке живет стремление к вниманию и похвалам со стороны любимых взрослых. Пока говорите о том, что вам нравится, а все остальное оставляйте за скобками.
- Пример заразителен. Обстановка, в которой растет малыш, является для него нормой вне зависимости от того, какими комментариями вы сопровождаете свои действия. Чистота, аккуратность, ухоженность родителей – залог успеха!
- Не заставляйте ребенка носить одежду, которая ему не нравится. Даже если ее сшила-связала-подарила бабушка. Если нельзя ни выкинуть, ни передарить, сделайте «бабушкину подушку» – пусть сидит на комоде и охраняет игрушки малыша от плохих снов.
- Это же относится к еде: чем меньше «должно», «надо» и «полезно», тем лучше. Нет, это не значит, что ребенок может есть «пластиковую» еду сколько душе угодно. Речь о том, что побудительными мотивами к здоровью должны стать забота и внимание взрослых к своему – красивому! – образу жизни и питания. Ведь пищевые привычки отражают в том числе и жизненные стратегии человека.
- Разговаривайте с ребенком о том, как одеты другие люди: в транспорте, на улице, в театре и т. д. Предлагайте ему найти того, кто выглядит красиво и аккуратно, обсуждайте, что создает такое впечатление.
- Тело ребенка постоянно меняется: он то прибавляет в весе, то вытягивается в струну. Ни в коем случае не делайте это предметом насмешек или иронических комментариев о количестве булочек и шоколадных конфет. Вместо этого обратите внимание на то, как с помощью кроя, рисунка тканей, их фактуры, аксессуаров можно корректировать внешний вид.
- Учите малыша соблюдать дресс-код и чувствовать уместность одежды для разных ситуаций. Наряды для театра или бала (даже детсадовского!) не должны быть похожи на одежду для прогулок или занятий в спортивной секции. А зимнюю обувь и рейтузы не стоит сочетать с прозрачными балетными юбочками или летними сарафанами. Дети обожают играть разнообразные роли – сделайте это основой поиска и создания малышом своего стиля. Люди, умеющие выгодно и с учетом места и времени преподнести себя, гораздо успешнее в жизни и карьере.
- Позволяйте малышу экспериментировать с одеждой, прической, аксессуарами. Поиграйте в модельеров: предложите придумать костюмы, например, для картонных кукол и разыграйте настольный спектакль. А для того чтобы набраться идей, прогуляйтесь по магазинам, позвольте ребенку примерить разные наряды.
- Учитывайте гендерные различия не только в цвете: девочкам важно выделяться среди подружек, вызывать восхищение, поэтому они будут рады уникальным нарядам. Мальчики предпочитают одежду, напоминающую им о любимых персонажах или занятиях, – для них она является символом причастности, принадлежности к определенному сообществу.
В звучании
Идеальный вариант, если вы сами любите и цените музыку разных направлений и стилей и она постоянно звучит у вас дома. Но даже в этом случае время от времени устраивайте «целенаправленные прослушивания» и обсуждения. Как и в случае с изобразительным искусством, можно подбирать образцы по темам, а можно по композиторам или направлениям.
Но что делать, если у вас неаудиальный ребенок, т. е. малыш, для которого звуки не представляют особого интереса? Начните с сенсорных аналогий – спросите у него, как ему кажется, эта музыка веселая или грустная? Какие движения ей подойдут – под нее удобнее прыгать, маршировать или кружиться? На какое животное или другой природный образ похоже то, что он слышит? Еще один прекрасный способ включить ребенка в звучание – интерактивные концерты-знакомства с отдельными инструментами или стилями. Конечно, отрывки для музыкальных путешествий должны быть небольшими. Для первых встреч идеально подойдут «Петя и Волк» Прокофьева, «Карнавал животных» Сен-Санса, «Детские альбомы» Чайковского или Шумана, «Времена года» Чайковского, Вивальди и Пьяццоллы, «Лесные сцены» Шумана, балеты Чайковского. Не забывайте, что, кроме классической, симфонической и инструментальной музыки, существуют джаз и опера, поп и рок, фолк и кантри и многие другие направления. Для активного малыша нет ничего более увлекательного, чем прыгать под африканские барабаны или устраивать бой оловянных солдатиков под волынку…
В речи, общении и чтении
Чтение, конечно, один из самых важных способов тренировки эстетического восприятия мира. Книги показывают мир с разных сторон, учат подмечать тончайшие детали, обращать внимание на значимость мелочей и нюансов. Прочитайте, к примеру, с ребенком рассказы Сладкова или Бианки: незаметные обычному глазу и самые обычные вещи в их восприятии превращаются в удивительнейшие чудеса, окружающие нас каждый день…
При этом чтение, наверно, одна из самых парадоксальных составляющих эстетического воспитания ребенка. Путь к восприятию серьезных – и с содержательной, и с художественной точки зрения – произведений долог и непрост. Не умеющий держать карандаш или кисточку малыш вполне может рассматривать полотна Моне или Васнецова, но кому придет в голову читать двухлетке Тургенева или Драйзера? Мы начинаем с самых простых текстов. А когда ребенок дорастает до восприятия чего-то более сложного, большинство родителей оставляет его с книгами один на один. Но ведь именно обсуждения, толчком к которым становятся книги, и формируют внимательных, понимающих и ценящих красоту слова читателей. Лет с четырех – пяти в этом могут помочь хорошо всем известные сказки. Они дают нам точку отсчета для разговора о жизненных ценностях семьи. Еще один аспект воспитания эстета, в котором помогают высокохудожественные книги, – развитие грамотной и красивой речи. Восточные мудрецы считали человека, который не может контролировать свою речь, ругает или негативно отзывается о других людях, примитивным и не заслуживающим внимания. В свою очередь психологи знают: чем больше в речи негативных оценок, замечаний, насмешек и язвительных замечаний, тем больше в нем эгоизма, агрессии. Такой человек направлен в прямо противоположную сторону от красоты.
В изобразительном искусстве
Сегодня никого не удивляют малыши, которые рассматривают картины и другие произведения искусства из слинга или коляски. Но малыши не могут быть внимательными долгое время, поэтому, посещая музеи, не стремитесь обойти все за один визит. Пусть это будут один-два зала, но у малыша останутся яркие воспоминания об увиденном, а не каша из красок, линий, сюжетов…
Как разговаривать с детьми о картинах? Если спросить кроху, что он видит, ответы можно весьма условно, разделить на две группы. Первая – реалистические детали, подмеченные ребенком (корова, домик, лес и т. п.). Вторая – настроение (цвет, линии, эмоции). Эстетический подход – последний вариант. Поэтому обсуждайте с ребенком не только сюжет картины, скульптуры, коллажа, но способы их построения и чувства, которые они вызывают. Помните, что каждый из нас вне зависимости от возраста имеет право на свой взгляд и свои эмоции! Поэтому не стоит настаивать ни на своих, ни на «общепринятых» смыслах. Вместо «Посмотри, какая грустная картина!» скажите о том, какое настроение она вызывает и почему. Радуйтесь несовпадениям и тому, как по-разному даже близкие люди могут видеть мир. Не только внимательно слушайте, что говорит ребенок, но и обращайте внимание на то, как он это делает. Подмечайте образы, ассоциации, примеры, которыми он пользуется, – так вы сможете уловить особенности именно его художественного восприятия. В последующем обсуждении оперируйте именно этими ясными для него образами и словами. Не подавляйте и не грузите ребенка фактами, терминами, излишними подробностями: время запоминать информацию о стилях, направлениях, художниках и т. п. придет после 9–10 лет. До этого возраста поощряйте именно спонтанное и творческое восприятие.
Есть дети, которые готовы медленно ходить и рассматривать экспонаты. Большинство же устает от этого через 10–15 минут. Хорошо, если музей интерактивный и в нем детям изначально предлагается некая активность. Когда такая возможность не предусмотрена, заранее продумайте, какие игры помогут вашему чаду знакомиться с искусством активно и в то же время не будут мешать другим посетителям.
Это могут быть:
- квесты, во время которых надо что-то найти на картинах (например, корабли, лошадей, мечи, девочек и т. д. – это зависит от интересов ребенка и «возможностей» произведений искусства);
- пазлы – еще дома заготовьте вырезанные из репродукций фрагменты и предложите ребенку найти аналогичное полное изображение;
- живые скульптуры – предложите ребенку рассмотреть и повторить позу главного персонажа картины. Пофантазируйте, что он мог бы говорить окружающим;
- монолог изнутри – игра для залов с натюрмортами и пейзажами. Предложите малышу представить себе, что он оказался за изображенным столом или на изображенной лужайке. Пусть расскажет, что бы он стал делать, что бы чувствовал. Также можно попросить его рассказать историю чего-то, изображенного на картине, – только непременно от первого лица («Я стою высоко над миром, а мое отражение рассыпается в брызгах моря…»). Это прекрасный повод поговорить о том, что каждый изображаемый художником (как и музыкантом, писателем, актером) объект имеет свой характер и свой «голос».
4 этапа
Чтобы ребенок мог делать сознательный выбор в пользу красоты, он должен накопить:
- Впечатления (причем свои собственные), чтобы иметь возможность видеть, слышать, наблюдать, сравнивать, экспериментировать.
- Чувства. Эстетические переживания относятся к сложным чувствам. В них удовольствие смешивается не только с радостью, но и с грустью, нежностью, состраданием, болью, восхищением, негодованием и другими чувствами.
- Знания – это имена, названия, даты и т. д.
- Оценка предлагаемых произведений искусства, жизненных событий, впечатлений и своих предполагаемых и совершаемых действий на основе полученного опыта.