Одна из основных целей воспитания — научить наших детей самостоятельности. Однако детям не всегда легко стать ответственными, а родителям — отпустить их. Отчасти это происходит из-за того, что наш родительский инстинкт постоянно требует защитить малышей от ошибок и неудач.
Тем не менее, детям нужно развивать упорство и уверенность в себе, навыки, которые так необходимы для жизни. Чтобы помочь ребенку стать более самостоятельным, требуются время, усилия и доверие, но это стоит того.
Вот список простых вещей, которые вы можете делать каждый день, чтобы помочь вашему малышу стать более самостоятельным.
1. Позвольте ему делать ошибки
Это может показаться нелогичным, но если позволить детям совершать ошибки, они смогут научиться и успеху. Когда ребенок ошибается, покажите ему, что это нормально и помогите провести мозговой штурм, чтобы решить, как лучше поступить в следующий раз. При необходимости вы тоже можете предложить ему стратегии для исправления проблемы. Воспринимайте ошибки как возможность для обучения.
Такое изменение мышления можно использовать с чем угодно: от мелких ошибок, таких как решение не брать с собой зонт, хотя по прогнозу идет дождь, до более серьезных, таких, как провал теста, потому что ребенок решил отложить подготовку на последний момент. Позволить ребенку почувствовать дискомфорт или разочарование, связанные с их собственным выбором, может быть не просто. Однако, это помогает ему развиваться и повышает способность справляться с трудностями.
2. Привлекайте ребенка к реальным домашним делам
Поощряйте ребенка брать на себя небольшие дела, такие как уборка игрушек после игры, помощь в уборке квартиры. Обязательно убедитесь, что работа по дому, которую вы ему предлагаете, соответствует его возрасту и необходима. Дети гораздо охотнее помогают, когда чувствуют, что они действительно вносят свой вклад в домашнее хозяйство.
Домашние обязанности не должны быть большими, просто что-то, что требует от ребенка продумывания и планирования. Например, если вы видите, что у ребенка копится грязная одежда, спросите, что, по его мнению, должно произойти дальше. Предложите ему принести кучу белья к стиральной машине.
Посмотрите, может ли он помочь вам загрузить одежду в машину. Возможно, он захочет нажать на кнопку запуска. Все эти небольшие шаги необходимы для того, чтобы начать стирку, и вовлекая ребенка, вы даете ему возможность почувствовать себя увереннее (в конечном итоге он дойдет до того, чтобы стирать самостоятельно!).
3. Предлагайте свободу выбора
Предоставив малышу возможность делать выбор — отличный способ укрепить его уверенность в навыках принятия решений и развить ответственность. Это значит, вы можете предложить ребенку самостоятельно решить, надеть ему красную или синюю рубашку, позволить ли ему возвращаться домой из школы не с вами, а с другом. Когда у детей есть возможность делать собственный выбор, они учатся лучше понимать последствия своего выбора. А еще позволит им понять, что их предпочтения, идеи, желания и потребности уважают и ценят.
Однако, имейте в виду, что если у ребенка слишком много вариантов, это усложнит задачу. Вместо того, чтобы говорить «А что бы ты хотел сделать сегодня?», спросите его «Куда тебе больше хочется: на детскую площадку или в поход?» Попробуйте предлагать 2-3 варианта, которые устраивают вас — это поможет вам положительно отреагировать на любой из выбранных ребенком вариантов. Помимо этого, помните о необходимости обеспечить дополнительную поддержку (наблюдать за малышом, когда он делает что-то впервые и обеспечить ему безопасность).
Если что-то пошло не так, будьте готовы вмешаться. И вместо того, чтобы фокусироваться на том, что малыш сделал неправильно, помогите сделать «как нужно», чтобы не отбить у ребенка желание сделать это самостоятельно.
4. Дайте ему пространство
Позволяйте ребенку исследовать мир без вашего чрезмерного надзора. Если он играет в другой комнате, пусть играет без вас (или, если вам действительно нужно проверить, как все идет, постарайтесь быть незаметными). Если у него конфликт с братом, сестрой, или друзьями, дайте ребенку возможность самостоятельно разрешить его, прежде чем вмешиваться и защищать его.
Позволяйте ребенку идти немного впереди вас по тротуару (конечно, используя здравый смысл и исходя из уличного движения и готовности самого ребенка). Давайте ему возможность самостоятельно заходить в кафе, делать заказ и оплачивать, пока вы наблюдаете за ним с безопасного расстояния.
Попытайтесь каждый день находить хотя бы один способ, с помощью которого ваш ребенок может сделать что-то «сам». Он может сам вешать свои вещи, кормить собаку или собирать себе ланч-бокс в школу.
5. Избегайте чрезмерных исправлений
Старайтесь не одергивать и не исправлять ребенка, когда он пытается делать что-то самостоятельно. Например, если просите малыша заправить его постель, а она не идеальна, не поддавайтесь желанию поправить ее (конечно, это трудно!). Старайтесь всегда напоминать себе, что совершенство — не цель! Цель — позволить ребенку взять на себя ответственность. Он не захочет убирать кровать, если каждый раз будет чувствовать, что не соответствует вашим стандартам и делает что-то не так.
6. Организуйте пространство так, чтобы ребенку легко было быть самостоятельным
Может ли малыш сам достать свою чашку, тарелку, вилку и салфетку? Стоит ли кувшин с водой так, чтобы его можно было достать, если ребенок захочет пить? Есть ли у вас легкая корзина для вещей, чтобы ребенку легче было нести свою одежду в стирку? Есть ли у него возможность вымыть руки без посторонней помощи (подставка для ног, и т.п.)?
Подумайте, как повысить шансы на то, чтобы ваш ребенок делал что-то сам. К примеру, отдайте ему нижние полки, чтобы был более легкий доступ к одежде. Или добавьте крючки на уровне его глаз, чтобы он мог повесить полотенце в ванной или верхнюю одежду в коридоре. На кухне можно держать табуретку, чтобы он мог самостоятельно доставать что-то из холодильника или шкафа.
Подведем итог
Остановитесь и спросите себя: может ли мой ребенок сделать это сам? Не слишком много я делаю за него? Если вы замечаете за собой подобное, вспомните цитату Марии Монтессори: «Никогда не помогайте ребенку с задачей, в которой он чувствует, что может преуспеть». Чтобы помочь детям стать более самостоятельными, нужно позволять им быть самостоятельными.