Россию ждет большой демографический кризис в новейшей истории — в этом мнении сходятся все эксперты, которые анализируют рождаемость в нашей стране. Только за первое полугодие 2022 года на свет появилось на 6,3% меньше малышей, чем годом ранее. А ведь забеременели все эти мамы еще до февральских событий.
Раньше 2030 года выкарабкиваться из демографической ямы Россия вряд ли начнет. И этот прогноз основан на классических 30-летних циклах подъемов и падений. А они ситуацию, сложившуюся ныне, не учитывают. Как и не учитывают количество мужчин фертильного возраста, которые в последние несколько недель покинули страну (и непонятно, вернутся ли).
«После объявления мобилизации только в Казахстан выехали и не вернулись около 100 тысяч наших соотечественников, —
По словам эксперта, есть, конечно, и обратный «приток» в Россию, например, беженцы из Украины. Но точных цифр опять-таки нет, как нет и статистики обратных потоков, поэтому сальдо посчитать нельзя.
Но, допустим, мы не учитываем приезжих. Тогда демографы видят совсем грустную картину: 1,5-3% мужчин, которые способны стать отцами, мобилизуют, еще столько же уедет. Итого: мы потеряем — на время или на всегда — 3-6% фертильных представителей сильного пола.
«До начала СВО в было максимум 8,3 миллиона мужчин в возрасте от 20 до 30 лет, 14,4 миллиона — до 35 лет включительно и 20,5 миллиона — до 40 лет», — говорит Алексей Ракша.
6 причин, почему мы скатываемся все глубже в демографическую яму
Начало СВО — 24 февраля 2022 года
Первая волна миграции.
Весенний скачок цен на 10%.
Мобилизация и релокация — страну покидают молодые мужчины, реже — целые семьи.
Сокращение числа молодежи — за период с 2010 по 2030 года россиян в возрасте от 19 до 38 лет станет на 40% меньше.
Ошибочная госполитика в сфере стимулирования рождаемости (в частности капитал за первого ребенка)
По версии Алексея Ракши
«Будущего нет — оно пропало»
Эксперт признается: он не знает, как прогнозировать рождаемость на ближайшие годы. Называет ситуацию беспрецедентной.
«Я думаю, что будет очень плохо с рождаемостью в следующем году, а через год — еще хуже, — говорит Алексей Ракша. — Люди рожают детей, когда они уверены в будущем, когда видят перспективу. Уверены ли мы в том, что с нами будет через несколько месяцев? Будущего нет, оно пропало. Есть какое-то, наверно, но не для всех. Его никто не видит, нет образа будущего в воображении».
По словам демографа, если не предпринимать мер, то дна демографической ямы мы достигнем в 2030 году и еще 15 лет уйдет на то, чтобы снова подняться до максимумов.
«Сложным будет следующий год: в одной точке сойдутся падение доходов, резкий рост неопределенности, последствия СВО, — говорит Ракша. — Если будет снижаться уровень жизни, будет падать рождаемость вторых и третьих детей — этот процесс уже начался в 2022 году и будет усиливаться».
Что может помочь?
Грамотная стимуляция рождаемости. Щедрая, обильная социальная и демографическая политика с всевозможными льготами и пособиями для всех семей с детьми, но особенно для многодетных семей и женщин. Такая, например, во Франции, где самая высокая рождаемость в Европе.
Хорошим образцом такой стимуляции, по мнению, демографа, стал материнский капитал — в том формате, в котором его выдавали с 2007 по 2020 год. Благодаря нему на свет появились 2, а то и 2,5 миллиона детей, которые без капитала, возможно, вообще бы не родились. Помогли и региональные капиталы, а также выплата 450 рублей на ипотеку за рождение третьего ребенка.
«Эта мера принесла 80 или даже 90 тысяч третьих и последующих детей начиная с 2020 года», — говорит Ракша.
Тогда нигде в мире больше не было такого прироста многодетности. Тем не менее, дальше госполитика, по мнению эксперта, совершила большую ошибку — когда основную сумму капитала начали выдавать за рождения первого ребенка. С этого момента рождаемость вторых детей снова остановилась.
«Женщины уже получили основную часть маткапитала за первого ребенка и сравнительно небольшой остаток за второго их уже не прельщает, — объясняет демограф. — Госполитика должна быть направлена именно на поддержку рождения вторых, третьих и последующих детей, особенно в период снижения числа молодых женщин, потому что контингент тех, кто еще может по возрасту родить вторых, третьих и последующих детей, пока еще большой».
Сейчас падение частично мог бы компенсировать маткапитал на третьего ребенка, а также меры не материальные, но тоже очень важные: доступность детских садов и яслей, снижение ставки подоходного налога/ипотеки или ее обнуление после рождения третьего ребенка. Или просто деньги целевым образом на любые сделки с жильем. А вот карательные меры: например «налог на бездетность».
«Если родители стараются материально подготовиться к будущему рождению ребенка, то дополнительные траты только оттянут этот момент, то есть мера даст обратный эффект, — предупреждает демограф, — Кроме того, это может вызвать дополнительное усиление оттока молодых амбициозных людей из страны».