Этот год объявлен годом памяти и славы. В честь 75-летия Победы выходят на широкий экран военные ленты, а в преддверии праздника разговоры о нем заполонили эфир: парад придется перенести из-за эпидемии, но Бессмертный полк все равно пройдет по стране, хоть и виртуальный, а салют и воздушный парад все равно состоятся. И тут волей-неволей придется говорить с ребенком о войне. Как вести сложный разговор, как объяснить малышу, что празднует вся страна?
Первое и главное, что должен понять каждый родитель — не надо бояться говорить с детьми на взрослые темы. Учить ребенка разным чувствам, как положительным, так и отрицательным — это нормально. И помнить, что любую информацию сын или дочка воспринимает через призму родительского отношения. И если у мамы в момент, когда она начала разговор о сражениях или великих полководцах, настроение хорошее, то и самое масштабное сражение Великой Отечественной войны ее малыша не напугает до дрожи в коленках!
Когда малыш готов
Вы удивитесь, но вы, еще будучи в положении, уже можете вызвать у крохи определенные чувства. То, что чувствуем мы в этом положении передается и созданию внутри нас. И если читать патриотические (не страшные!) книги о войне, смотреть документальные фильмы, то это приподнятое настроение уловит и малыш. Доказано учеными!
Следующий возраст, до трех-четырех лет, примечателен тем, что физически несмышленыш уже «отделился» от мамы, а вот эмоционально — нет. Завести разговор можно в форме игры. Например, купить модели танков, пушки и играючи сказать: «А знаешь, что такие были настоящие? И на них сражался твой дед?», «А ведь такой танк смогли построить в прошлом веке и он весил 90 тонн».
Даже если ребенок не запомнит что-то конкретное, у него отложится эта деталь на подсознательном уровне и в нужный момент он сможет ее вспомнить.
В пять-шесть лет ребенку можно рассказывать о войне уже в занимательной форме. Например, показывать специальные детские мультфильмы, возложить цветы к мемориалу. И только к возрасту 11-12 лет дети готовы к встречам с ветеранами, фактам и иллюстрациям.
Но и тут многое зависит от темперамента ребенка. Если малыш впечатлительный, то и в школьном возрасте такая встреча с участником страшных событий может вызвать шок, не говоря уже о просмотре документальных фильмов и фото. Возможно, стоит все это отложить на еще более позднее время.
Рассказываем историю, «играем» в войну
«Твой прадедушка дошел до Берлина, а прабабушка работала медсестрой», «А ты знал, что у твоего прадедушки три медали за отвагу? Вот они!», — возможные варианты начать разговор с ребенком в сознательном возрасте.
Рассказать о войне через историю своей судьбы — лучший вариант. Причем, это возможно, даже если родственники сражались в тылу. Детям, которые проводят в гаджетах огромное количество времени, будет интересно узнать, как их прабабушки и прадедушки стояли за питанием по талончикам, работали в госпиталях, а после восстанавливали производство.
Можно завести беседу и с игры. Этот вариант подходит, если сын дома собрал друзей. И тут каждому можно придумать любопытную роль, причем подходящую по характеру. Кто-то будет разрабатывать план захвата в стратегическом центре (нарисовать коллаж), а другой в это время отвечать за доставку провизии! Готовы спорить, что ребята удивятся, особенно если каждому придумать форму из подручных средств и атрибуты. А в конце за молочными коктейлями и сэндвичами рассказать, что в квартире только что произошла инсценировка едва ли не самого крупного события Второй мировой войны.
Ну и наконец, детям постарше можно дарить занимательные игры с вопросами о войне, предложить как вариант проведения выходного вылазку в музей военной техники или вместе съездить на военную реконструкцию.
Не провоцируем фобии
Главное — это «не сушить» детей фактами. Они попросту ничего не запомнят. А в следующий раз при любом упоминании о сражениях начнут показательно зевать и всячески отвлекаться.
Фильмы с кровавыми сценами также под запретом. Ребенок может сильно испугаться, но не осознать толком, чего именно он боится. А уже во взрослом возрасте он начнет бояться замкнутого пространства, вида крови или вовсе избегать громких звуков. При этом, пытаясь понять, откуда взялась фобия, ребенок так ничего и не вспомнит, и не поймет. А она-то из детства!
И помните, что не нужно искусственно делать информацию позитивной. Но вот что точно в ваших силах — так это добавить любому изложению патриотическую окраску, настроить ребенка ценить по-настоящему то, что было сделано нашими прадедами ради мирного неба.