На днях депутат Госдумы от фракции «Новые люди» Анна Скрозникова предложила премьеру Михаилу Мишустину платить школьникам за успеваемость. Деньги будут начисляться детям на «Пушкинскую карту». «Эксперимент с выплатами может повысить успеваемость молодежи», — считает Скрозникова. В качестве аргумента она привела результаты исследования канадского университета, который пришел к выводу, что финансовое стимулирование помогает эффективнее учиться. Решили выяснить у психолога, так ли это на самом деле, и мотивирует ли материальное вознаграждение детей?
– С точки нейропсихологии и психологии, когда вопросы касаются школы, мы всегда говорим о важной составляющей успеха — формировании внутренней мотивации. А как она формируется? Без опоры на внешние, в том числе материальные факторы. И здесь есть некое противоречие. На что может опираться школьник в своей мотивации хорошо учиться? Прежде всего на интерес — главную движущую силу любого учебного процесса.
Поэтому здесь важно задуматься не о материальном стимулировании, на мой взгляд, а о формировании заинтересованности у ребенка: расширить проектную деятельность, увлечь его подачей материала, ставить перед ним задачи, посильные для его возраста. Если говорить про внешние стимулы, то, вполне возможно, они будут некоторое время работать, но если обучение перейдет в формат зарабатывания, то это будет не очень приятный расклад.
Почему? Главный совет психологов, в том числе для родителей дошкольников, звучит так: не превращать мотивацию в любом виде деятельности в товарно-денежные отношения, поскольку в такой схеме нет места интересу.
Желание получать деньги за учебу рано или поздно перестанет работать. Этот допинг будет иметь краткосрочный эффект, и со временем ребенку захочется иметь больше за свои «труды», а потом еще больше. Правильнее все-таки не деньгами стимулировать ребят, преуспевающих в учебе, а более широкими возможностями, которые они могут иметь.
Про внешнюю мотивацию уместно говорить, когда речь идет о взрослом человеке. У него уже развит самоконтроль, навыки обучения, умение справляться с трудностями. И это отличается от деятельности человека в рабочем коллективе, когда сотрудника могут поощрять денежной премией. Это совсем не одно и то же. Оплачивая подростку успех в школе, мы отнимаем у ребенка (а подросток – тот же ребенок), возможность самостоятельно развить все эти навыки.
Давайте представим, что будет после того, как ребенок окончит школу. Очевидно, что с таким опытом любой интерес у него будет строиться на каком-то внешнем подкреплении. И в институте, и на работе он будет ожидать, что взамен его стараниям он должен что-то получить — у него уже сформирована не очень хорошая установка. Не у всех детей, но у некоторых может появиться искаженное представление об обучении.
Хочу подчеркнуть и то, что несмотря на раннее взросление и созревание современным детям тяжело брать ответственность за свои поступки и поведение, у них все чаще проявляются инфантильные признаки поведения. А давая им деньги за хорошие оценки, мы еще больше снимаем с них ответственность за то, что они делает. Получается, что если ребенок не захочет денег, он может и в школу не ходить?
Да, некоторые методолги утверждают, что умение зарабатывать для детей — важно. Не спорю, но может получиться перекос: ребенок будет зарабатывать оценки не ради знаний, а просто чтобы пополнить кошелек. И не важно, каким способом он добьется высоких баллов — хитростью или обманом, главное, не отставать от сверстников.