Не научили
Это самый очевидный ответ. Именно поэтому проблема чистоты волнует родителей. При испачканном ребенке они сами выглядят не очень. Видимо, не показали пример. Видимо, недостаточно терпеливо объяснили, зачем это нужно. А может, и сами дома, пока никто не видит, пользуются не салфетками, а собственным халатом. И ведь не поспоришь – доказательство рядом стоит. С головы до ног в шоколаде и лаке с блестками. На вопрос «Почему ты так делаешь?», скорее всего, не ответит. Поэтому понаблюдайте немного и сами делайте выводы.
Может быть, ликвидирует пробел в развитии?
Всему свое время. Ребенок еще давно должен был изучить всю грязь, которая попадается ему на пути. Все потрогать, полепить, пересыпать и намазать на себя. Это не просто нормально, но и необходимо. Дети именно так, через тактильные ощущения, изучают окружающий мир. Конечно, этот способ исследования не заканчивается сразу, как только изучено все, что находится в непосредственном окружении. Если пятилетний ребенок увидит, например, строительную мастику или какой-то необычный клей, он тоже захочет его всесторонне исследовать. Правда, уже не обязательно будет трогать все это голыми руками – возможно, просто потычет палочкой или потрогает через бумагу. Но пыль, грязь из лужи, мелкие камешки уже не представляют для ребенка такого возраста большого интереса. Брать, растирать или посыпать это на себя он уже не будет. Однако есть дети, которые «грязный» этап жизни пропустили. Они сидели в колясках, связанные красивыми костюмчиками по рукам и ногам, играли в своем чистом-пречистом манеже и даже не знали, что вокруг так много интересного. Чаще всего это дети, которые воспитываются нянями или бабушками. Но не потому, что няни и бабушки не знают, как важна активность для ребенка. Просто они больше переживают за то, чтобы обеспечить безопасность, и ради этого согласны интересным времяпрепровождением пожертвовать. Родители, которые, придя домой, увидят гору грязной одежды и следы непонятно чего на руках малыша, наверняка усомнятся в умении няни правильно выбрать место для прогулки. А с бабушкой могут и совсем поссориться. Ребенок, который пачкается по этой причине, после того как это ему удалось, обычно бывает очень радостным. Он ведет себя не по возрасту непосредственно. И нам ничего не остается, кроме как дать ему попачкаться как следует.
Краски, лепка, строительство фигур из песка – это же арт-терапия! Позволяет и повозиться вдоволь с материалом, и выразить эмоции через художественные образы.
Может быть, у него исследовательские способности?
Интересы и склонности проявляются очень рано, но их все равно бывает трудно рассмотреть. Например, ребенок, который не вступает в общие игры, а сидит в сторонке и на всех смотрит, кажется нам отстраненным. «Совсем не интересуется общением, другими людьми, сидит и разбирает свою игрушку». На самом деле все может быть совсем наоборот. Дети, которые остаются в стороне, очень любят наблюдать за общением, лучше других понимают отношения людей и прекрасно распознают эмоции. Для них остаться в стороне – тоже своего рода игра. Смотреть, угадывать, узнавать, предполагать развитие событий. То же самое с тягой к изучению окружающего мира. Она может выглядеть просто порчей имущества или неадекватностью поведения. «Если руки намазать лаком для ногтей и приложить к майке, то они прилипают дольше, чем если к ногам. А если сверху посыпать пудрой, то могут и вообще не прилипнуть». Мало найдется мам, которых результаты эксперимента реально заинтересуют и которые захотят спонсировать это мероприятие дальше («Правда? А за сколько они прилипнут, если добавить тональный крем?»). Скорее всего, исследование заставят свернуть в тот же день. Однако через полгода в каком-нибудь неожиданном месте вы все равно найдете испорченные лаком (а может, уже и не лаком) штаны, носки, бантики. Если ребенка так детально интересует окружающий мир, то это надолго. Препятствовать этому – значит лишать ребенка возможности реализовать свой интерес. А если препятствовать жестко, то можно вызвать тревогу и фрустрацию. Организовывайте процесс сами, способствуйте ему. Тогда, кстати, будет меньше опасений за возможный вред здоровью.
Может, он рассеянный?
«Вот тебе платочек, он в этом кармане, а вот еще салфетка – если понадобится руки вытереть». И платочек, и салфетка каждый вечер обнаруживаются в тех же местах, куда их положили, зато на рукаве – все то, что надо было ими вытереть. Почему? Или забыл, или просто так получилось. Качества характера проявляются очень рано. Есть дети педантичные, для которых сложить игрушки по своим местам – как умыться утром. А есть рассеянные, которые и то и другое легко могут забыть. Они и в повседневных делах многое пропускают и делают как бы неосознанно. Испачкавшись, не будут чистить пятно или менять одежду, увидев пятно, начинают его размазывать по столу. Такие грязнули по невнимательности даже внешне отличаются: лицо, руки, одежда редко бывают чистыми и опрятными. И тут, конечно, родителям надо подойти к проблеме серьезнее. Ведь неумение следить за собой – только одна из проблем невнимательности. Прежде всего не стоит ругать ребенка за такие пробелы. Негативные суждения («такой неряха», «грязнуля», «тебе нормальные вещи дать нельзя») еще больше дезорганизуют невнимательных детей, добавляют тревоги. Установите простые, выполнимые правила, объясняйте, чем они вызваны. Привлекайте ребенка к мероприятиям по приведению одежды в порядок, фиксируйте его на том, как он выглядит. Дети гораздо реже взрослых смотрят в зеркало, менее требовательны к своему внешнему виду. Так что вы должны стать тем зеркалом, из которого ребенок получает информацию о себе. И это должно подсказывать ему, на что обратить внимание. Бесполезно говорить: «Иди и приведи себя в порядок, мы не можем в таком виде идти на улицу», надо сказать, что именно надо сделать. Иначе он пойдет причешется, но так и останется с грязным от красок лицом. Конечно, эти правила касаются всех детей. Именно так (а еще, конечно, примером) формируется навык чистоты и опрятности. Но ребенку, который не очень внимателен, требуется больше времени на его усвоение.
Может, он беспокоится?
Если уже давно потерявший интерес к песочнице ребенок вдруг стал там играть, увлеченно копая ямки, наливая воду и размешивая руками эту кашу-малашу, то, вполне возможно, таков его способ достичь гармонии.
Взрослые люди, испытывая стресс, любят полежать в ванне, взбить мыльную пену, натереться кремом. Или, например, походить по теплому песку, пересыпать его руками. Или покопаться в грядках в своем саду. Все эти занятия успокаивают, снимают напряжение. Мы как бы возвращаемся в то время, когда контакт с природой был непосредственным. Желание пачкаться у детей – это практически то же самое. Если взрослый (дошкольного возраста) ребенок вдруг стал играть в песочнице, увлеченно копая ямки, наливая воду и размешивая руками эту кашу-малашу, то вполне возможно, что таков его способ достичь гармонии. Если вдруг не расстается с кусками пластилина, постоянно крутит их в руках, складывает в карман, то, может, не знает другого подходящего способа избавиться от негативных эмоций. Стремления пачкаться как такового в данном случае нет. Грязь бывает просто побочным эффектом «терапии». Трудно ведь остаться в чистоте, если каждый день месишь глину. Родителям надо искать первопричину таких увлечений. Тем более что обычно есть и другие признаки напряженности (грызет ногти, трудно засыпает, просит читать одну и ту же книжку). Но стремиться к тому, чтобы избавить ребенка от его любимых занятий, не надо. Наоборот – содействуйте им по мере возможности. Краски, лепка, строительство фигур из песка – это же арт-терапия! Позволяет и повозиться вдоволь с материалом, и выразить эмоции через художественные образы.
Может, он старается привлечь внимание?
Часто эта проблема – ребенок стремится испачкаться – появляется в то время, когда рождается младший. Не сразу, а примерно через полгода. Все успокоились, жизнь семьи вошла в нормальное русло, старший вроде бы привык к младшему. И вот – пожалуйста! Только оттерли маленького от пюре, точно с такими же шлепками на лице идет старший. Мотив простой – желание прекратить отдаление от мамы. Ребенок хочет доказать, что он тоже еще нуждается во внимании, непосредственном контакте. Причем чем больше родители говорят «Ты большой», тем более выраженным становится протест. Какой же я большой? Не уследите, так и в лужу залезу, и печенье все на одежду покрошу. А может, и того хуже – в мокрых штанах ходить по дому буду. Нет, рано вы перестали на меня внимание обращать. Такая реакция не всегда связана с рождением младшего. Она может быть в любом случае, если ребенку чего- то не хватает. Испачкаться – один из самых простых для ребенка способов добиться общения. Если всю дорогу из садика говорят «Помолчи, пока взрослые разговаривают. Иди спокойно, не перебивай», то уж точно хотя бы посмотрят, если испачкаться конфеткой или обрызгаться водой из лужи. Самое неприятное в данном случае то, что способ манипулирования своими проблемами закрепляется. Ребенок усваивает, что интерес к себе может привлечь, только если с ним будет что-то не в порядке. И продолжает этот непорядок создавать. Исправить это можно только тем, чего он и требует изначально, – вниманием. Но это не всегда означает, что внимания должно быть больше по времени. Ребенок пяти-шести лет действительно не нуждается в постоянном присутствии родителей. Но он всегда хочет знать, что важен, любим и интересен для них. Что он интересует их всегда, а не только когда перемажется с ног до головы.