Если вы изучали когда-то в школе или университете систему британского образования, то вас ждет настоящий культурный шок. Дело в том, что всё совсем не так, как вы себе представляли. Мы попросили Людмилу Селенскую – маму четверых детей (18, 16, 10 лет и 1,5 года), проживающую в Англии – описать путь, который предстоит пройти ребенку от детского сада до университета или коллежда.
Итак, начнем с самых первых ступеней в системе образования Англии: детский сад и начальная школа.
Детский сад (с 3 до 4-5 лет)
С 3 лет ребенок имеет право на бесплатный государственный детский сад на 2,5 часа в день, 5 дней в неделю. Можно отдать малыша в частный сад полного дня – тогда государство оплатит 12,5 часов в неделю – столько же, сколько бы ребенок пребывал в бесплатном саду.
В саду проводятся различные занятия, но общей деятельности для всей группы, немного. Как правило, дети разбиваются на группы. В помещении стоит несколько столиков: за одним рисуют, за другим лепят, за третьим занимаются магнитным алфавитом. Кто-то просто играет в машинки или куклы на полу. Воспитатель, помощник воспитателя, а также волонтеры, которые набираются из мам и практиканток, помогают детям рисовать, составить слово из букв или наряжают их в костюмы пиратов и гномиков. Каждый день бывает чтение сказки или интересной истории. В хорошую погоду идут на прогулку, но не надолго. Я не увидела существенной разницы между частными и государственными садами ни в отношении педагогов к детям, ни в устройстве помещений, хотя, по сравнению с садами моего советского детства, могу сказать, что английские сады проигрывают по гигиеническим стандартам и тесноватым помещениям. Что касается относительной свободы деток в английском садике, это вопрос спорный. Очевидно одно: воспитатели держатся более неформально и не чувствуют себя обязанными посвящать каждую минуту пребывания ребенка в саду каким-нибудь полезным занятиям. Да оно и понятно: за два с половиной часа смены много и не сделаешь, а детям важнее всего пообщаться с ровесниками.
В четыре года ребенок переходит в nursery, аналог подготовительной группы. Там его ждет больше занятий. Начинается изучение алфавита, детям больше читают и проводят с ними общеобразовательные занятия. Они изучают дни недели, времена года, счет и т.д.
Начальная школа: 0 - 6 класс (с 4 до 11 лет)
В 4-5 лет ребенок идет в нулевой класс (Reception). Это уже начало формального образования с долгим школьным днем и школьной формой. Начальная школа длится с нулевого по шестой класс. Средняя школа – это отдельная школа. Да это и логично: было бы странно видеть в одном образовательном учреждении ребенка четырех лет и восемнадцатилетнего старшеклассника.
Как узнать, что представляет из себя школа? Прежде всего, помогает word of mouth – личные рекомендации знакомых, которым доверяешь. Но есть еще объективная информация: Ofsted school reports, отчеты комиссии по образованию о каждой школе, где школе выставлена общая оценка, а также подробно описаны ее сильные и слабые стороны.
Но никакие таблицы и баллы не готовят родителей и детей к тому, что они увидят в реальности. Я слышала множество отзывов от самых разных знакомых и друзей о самых разных школах: от крошечных деревенских до школ в крупных городах, и пришла к выводу, что в первые школьные годы редкий ребенок идет в школу неохотно. Первые классы английской школы – это продолжение детского сада, хотя школьный день малышей такой же длинный, как и и у старшеклассников.
В Англии не принято детей старше двух-трех лет укладывать спать днем, поэтому в долгом дне проблем не видится.
Дети не только учатся, но и гуляют, и играют в школе. Чем младше ребенок, тем дольше длится play time, время игр, тем дольше он проводит время на воздухе. В классах есть ковер и игрушки, парты расставлены не рядами. Большую часть времени дети проводят на ковре, сидя по-турецки и слушая чтение книги или объяснение учительницы. Первые школьные годы – это общение с друзьями и постепенное привыкание к дисциплине, обязанностям и маленьким домашним заданиям раз в неделю. Если ребенка оставить дома по болезни, он, как правило, с тоской смотрит в окно на идущих в школу друзей и ждет-не дождется, когда же он сможет пойти с ними.
Деление детей на группы
В среднем, в классе обучается около 30 человек. Раньше лимит составлял 29 человек, но в последние годы наметилась тенденция к классам большего размера. Много занятий проводится с детьми, разделенными по группам в зависимости от успеваемости. Благодаря наличию помощника учителя, а также волонтеров в лице мам, задача учителя существенно облегчается. Невозможно представить себе ситуацию, в которой один ученик читает вслух, а тридцать человек его слушают. Здесь дети от первого до третьего класса читают в группах по пять-шесть человек. Раз-два в неделю за чтением следит учитель и ставит оценку. Детям раздаются читательские дневники, и они вписывают туда книги, которые читают в школе и дома.
Для занятий математикой детей тоже, как правило, разделяют на пять групп в зависимости от способностей. В течение года проводятся тестирования, и дети могут перейти в более сильную или слабую группу.
Как правило, с третьего-четвертого класса дети начинают изучать иностранный язык – чаще всего, французский. Поскольку острой необходимости в знании иностранных языков англичане не испытывают, то в начальной школе отношение к ним, как правило, несерьезное.
Весь пятый и шестой класс ребят натаскивают по английскому языку, математике и основам естественных наук.
В последнем классе начальной школы дети сдают экзамены по основным предметам.
Продолжение следует… В следующей статье Людмила Селенская расскажет о средней школе и старших классах. Следите за обновлениями на сайте!