Дочери 10 лет. Она очень болезненно восприняла победу своих одноклассников с кружка, который посещала раньше. История такая. Она ходила на занятия, где дети делали из подручных материалов поделки, а потом и костюмы. С перспективой провести дефиле и станцевать на конкурсе. Через 3 месяца дочка бросила. У нее была музыкальная школа, она уставала, и сами эти занятия ей были скучны. Приняла это решение сама, хотя я спрашивала, не будет ли она жалеть, если вдруг дети, оставшиеся в кружке, выиграют что-нибудь. Она сказала, мол, не буду. Но в последний день перед каникулами одноклассникам вручали награды — статуэтки-звезды. И дочка дома отчаянно рыдала, что упустила шанс получить такую награду. Какие слова мне надо было подобрать, чтобы помочь ей пережить горечь ошибки? И сама я переживаю, что не настояла тогда, чтобы она довела до конца начатое дело.
Оксана, г. Волгоград
Ваша девочка ревностно отнеслась к успехам своих одноклассников. В их успехах она видит упущенные собственные возможности. После того как дети получили награды, она стала сожалеть о случившемся.
Дочь не расстраивается, что бросила кружок. Он был скучен и неинтересен ей. Она сожалеет именно о награде, о признании ее окружающими. Она сожалеет об упущенной возможности быть одобряемой другими людьми.
Ранее, когда она собиралась прекратить занятия в кружке, вы ее предостерегли, что она может расстроиться, в случае если одноклассники получат награду. С чем это было связанно? С тем, что она ранее уже была в подобной ситуации и в итоге сильно переживала об упущенной возможности быть награжденной или это было ваше мнение, основанное на собственном мироощущении и опыте?
В первом случае мы имеем дело с циклично повторяющимися событиями. В таком случае ваша девочка готова неосознанно упускать возможность быть награжденной, чтобы впоследствии страдать и сожалеть об упущенной возможности.
При этом стартовая мысль может развиваться в двух направлениях. Рассмотрим каждое из них. «Я сама виновата. Зря я отказалась от занятий». При такой позиции ребенок берет ответственность за случившееся на себя. Далее может сделать правильный вывод и исправить ситуацию, а может предпочесть возможность страдать, чувствовать себя несчастной.
«Ну почему мне не везет», «Какие противные дети им вечно везет, а мне нет», «Моя мама меня не любит, иначе бы она не позволила бы мне бросить кружок». Любая из вышеперечисленных мыслей свидетельствует об инфантильной позиции, в таком случае ребенок не берет ответственность за свои действия на себя, а ищет виноватых в своих бедах, перекладывая ответственность за случившееся на других людей.
Во втором случае девочка расстраивается, потому что ваше предсказание сбылось. И у нее чувство, что она подвела вас, не смогла соответствовать вашим ожиданиям, оказалась плохой/неуспешной дочерью.
Любое переживание имеет две стороны: осознанную и неосознанную. Осознанно она понимает, что случилось плохое и от этого грустно. Неосознанно у нее есть потребность грустить и переживать о неудаче, чувствовать себя несчастной, неуспешной, слабой. И возможно, именно в такой позиции вы бросаете все дела и стараетесь ей помочь, утешить ее, поддержать, помочь. Возможно, вы окружаете ее заботой, и она чувствует свою значимость для вас. Это и есть ее приз. Если в такой ситуации вы, напротив, дочку ругаете, причем ярко окрашено, то она чувствует: «Да, мама мной недовольна, но она меня любит и для нее я важна». Возможен и вывод, что маме важны только мои награды… Мысли могут быть разными, но суть одна: ваша дочь сомневается в собственной значимости для вас.
Вернемся к вашему вопросу: «Какие слова мне надо было подобрать, чтобы помочь ей пережить горечь ошибки? И сама я переживаю, что не настояла тогда, чтобы она довела до конца начатое дело».
В такой ситуации важны слова поддержки: «Я тебя понимаю. Тебе сейчас горько. Ты сожалеешь о случившемся. Я тебя люблю. Ты моя самая лучшая девочка».
Вы переживаете о том, что не настояли, чтобы дочь продолжала заниматься неинтересным для нее делом, в надежде получить поощрение и признание в виде награды. Вам действительно это важно? В случае если дочь получает награды, обозначает, что вы воспитали хорошо доченьку и, следовательно, вы хорошая мама? Похоже, что вы тоже все еще неосознанно ищете и ждете похвалы и признания от своей мамы.
Хвалите и обнимайте девочку. Не требуйте от нее побед. Главное — ее внутреннее благополучие и ощущение счастья. Примите ее как данность. Позвольте ей быть самой собой.
Больше полезных и интересных материалов о развитии детей — в нашем канале на